В качестве рабочей жидкости в гидромеханических коробках используется специальное масло. В процессе эксплуатации жидкость насыщается продуктами износа, которые загрязняют гидроблок и приводят к некорректной работе коробки. Владелец автомобиля должен регулярно
менять масло в АКПП, ориентируясь на условия эксплуатации машины.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Автоматическая коробка оснащена гидравлической системой, работающей под давлением. Жидкость используется для передачи крутящего момента от двигателя и переключения скоростей. В
АКПП установлены фрикционные ленты или пакеты, которые задействованы в процессе переключения, позволяя соединять или останавливать элементы планетарных рядов. Давление жидкости создается насосом, потоки распределяются гидроблоком с соленоидами, управляемыми электроникой. Гидротрансформатор с муфтой блокировки является еще одним источником загрязнения масла.
При работе АКПП всегда появляются продукты износа, которые попадают в масло и частично улавливаются фильтром, часть мелкой взвеси проникает в гидроблок. Периодическая замена жидкости и фильтра снижает скорость загрязнения АКПП и является одним из этапов обслуживания автомобиля.
Важно понимать, что появление толчков при переключении указывает на наличие неисправностей. Замена масла может несколько сгладить или устранить проблему на некоторое время. Толчки свидетельствуют о неравномерной работе фрикционных пакетов, АКПП с такой проблемой нуждается в ремонте.
Перегрев
Жидкость в коробке используется для отвода избыточного тепла. Для охлаждения масла на большей части АКПП предусмотрен теплообменник. При загрязнении радиатора и жестких условиях эксплуатации с перегревами, жидкость насыщается частицами фрикционных пакетов и приобретает характерный запах гари. Одновременно меняется цвет и прозрачность масла – по этим критериям можно сделать предварительный вывод об условиях эксплуатации АКПП.
Периодичность замены
В 90-х гг. прошлого века производители предписывали менять масло и фильтр через 30-60 тыс. км. Впоследствии из-за стремления минимизировать сложность обслуживания стали появляться АКПП с маслом, якобы рассчитанным на весь срок службы. При этом нужно понимать, что при тяжелых условиях эксплуатации (движение в горах, эксплуатация с прицепом, перевозка грузов) жидкость потребует замены через 30-60 тыс. км – такую информацию всегда добавляли производители малообслуживаемых АКПП в документацию по обслуживанию автомобиля.
В большинстве случаев достаточно проводить частичную замену жидкости через 40-60 тыс. км, желательно с установкой нового фильтра. Частичная замена позволяет удалить большую часть продуктов износа, образующихся при нормальных условиях работы АКПП. Нужно внимательно выбирать жидкость по допускам и бренду – не следует приобретать масло неизвестных марок, особенно при подозрительно низкой цене. Для ряда коробок нужно использовать только оригинальные жидкости, аналоги не содержат требуемый пакет присадок.
Методы замены
Наиболее простой и бюджетный способ – слив масла без снятия поддона и установки нового фильтра. В этом случае обновляется около 50-60% объема жидкости, поэтому владельцы машин с АКПП проводят замену несколько раз с интервалом 500-1000 км. Смысл замены в 2-3 этапа – обновить как можно больший объем масла и удалить из картера АКПП продукты износа. Метод подходит для коробок с пробегами до 100 тыс. км при условии аккуратной эксплуатации. Если при сливе жидкость имеет явный запах гари и темный цвет, то коробка нуждается в ремонте.
Второй способ – слив масла со снятием поддона и установкой нового фильтра. Наиболее популярный метод, позволяющий обновить больший объем жидкости и устранить риск загрязнения масла частицами, находящимися в фильтре. Иногда второй метод совмещают с первым – после 2-3 циклов обновления жидкости снимают поддон и устанавливают новый фильтр.
Третий способ – с использованием стенда, практикуемый в сервисах. АКПП подключают к специальной станции, которая откачивает старую жидкость и одновременно заливает свежее масло. Качество сливаемого масла оценивает мастер по внешнему виду – в установке предусмотрена прозрачная трубка. Замена заканчивается после появления в линии слива прозрачной жидкости с цветом, соответствующим новому маслу. Фильтр при полной замене меняется далеко не всегда, особенно если его снятие затруднено компоновкой АКПП.
Третий способ позволяет полностью обновить масло и является наиболее затратным и рискованным. Для обслуживания АКПП требуется приобрести жидкость с запасом, при прокачке не исключено засорение гидравлической системы вымытыми отложениями – например, скопившимися в поддоне или внутри гидротрансформатора. Грязь может забить тонкие трубки в теплообменнике, что впоследствии приведет к перегреву и ускоренной деградации масла. Способ полной замены на стенде не рекомендован для обслуживания изношенных гидромеханических коробок, чаще всего используется для машин на гарантии или после ремонта АКПП.
Контроль уровня
После замены жидкости необходимо выставить уровень, который проверяется при помощи щупа, контрольной пробки или переливной трубки. Алгоритм проверки подробно расписан в инструкциях по обслуживанию автомобиля. Как правило, проверку проводят в нагретом состоянии – масло должно доходить до соответствующей насечки на щупе или вытекать из контрольного отверстия либо переливной трубки.
Заключение
Замену жидкости в АКПП рекомендуется проводить в интервале 30-60 тыс. км, желательно с установкой нового фильтра. Если приобретается подержанный автомобиль с автоматической коробкой, то есть смысл внеочередной замены масла, невзирая на рассказы предыдущего собственника и записи в сервисной книжке. Если коробка начала работать с рывками, то требуется детальная диагностика агрегата – замена масла практически никогда не поможет.