ТО системы охлаждения автомобиля: когда и как проводить

ТО системы охлаждения автомобиля: когда и как проводить

На большинстве автомобилей с двигателем внутреннего сгорания используется жидкостная система охлаждения. Помимо периодической замены антифриза необходимо следить за состоянием шлангов, ведь даже небольшая течь жидкости может привести к локальному перегреву двигателя.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

В блок и головке двигателя имеются каналы для прохода жидкости, отводящей избыточное тепло. Антифриз циркулирует при помощи механической помпы, иногда имеется дополнительный насос с электрическим приводом. В системе охлаждения всегда имеется термостат – в современных моторах применяется двойной термостат для раздельного управления температурой жидкости в головке и блоке. В состав системы входит радиатор с вентилятором, имеющим электрический привод или установленным на вязкостной муфте с ременным приводом от коленчатого вала.
После пуска двигателя начинается циркуляция жидкости по малому кругу, термостат отсекает радиатор. Также антифриз сразу проходит через теплообменник отопителя, начиная прогревать салон автомобиля. По мере повышения температуры жидкости начинается открытие термостата и к линии циркуляции присоединяется радиатор. При прогреве жидкости до определенного порога срабатывает вентилятор, установленный на радиаторе.
Описанный алгоритм работы очень условный, на современных двигателях система охлаждения имеет усложненную конструкцию. Например, малообъемные моторы TSI от VAG оснащаются приводом насоса отдельным ремнем от распределительного вала, используется блок термостатов. Система является двухконтурной – термостаты для головки и блока настроены на разную температуру открытия.

Замена антифриза

Ресурс охлаждающей жидкости, залитой на заводе, указывается в инструкции. Производители часто используют антифризы со специальным пакетом присадок, выдерживающим свыше 8 лет эксплуатации. Используемую при обслуживании жидкость нужно менять через 3-4 года, хотя есть антифризы, рассчитанные на 8 лет использования. Внеочередная замена производится в случае попадания в систему охлаждения моторного масла или обнаружения в расширительном бачке грязи или осадка.
Самый грамотный вариант замены – с использованием вакуумной установки, полностью откачивающей старую жидкость. Если в антифризе обнаруживается грязь, то необходимо промыть систему дистиллированной водой. Затем при помощи установки заполняют контур чистым антифризом, который должен иметь соответствующие двигателю допуски. Наиболее популярными на рынке являются допуски G11/G12/G13 и их вариации, разработанные концерном VAG. Для машин других марок могут требоваться жидкости со своими допусками, информация всегда есть в инструкции.

Проверка антифриза

Охлаждающая жидкость в процессе эксплуатации постепенно теряет свойства. При проверке используют рефрактометр, определяющий плотность жидкости, от которой зависит температура замерзания. Прибор не в состоянии определить остальные характеристики, поэтому проверка не имеет большого смысла. Целесообразнее просто регулярно менять жидкость с учетом требований производителя жидкости, перечисленных на этикетке.

Термостат

Основной поломкой является выход из строя термостата, который может заклинить в одном из положений либо работать с ограничениями. При постоянной циркуляции жидкости по большому кругу двигатель будет медленно прогреваться, по малому – перегреваться. Ремонт термостата не предусмотрен – в случае поломки деталь подлежит замене.
На части автомобилей используется электронный термостат, отличающийся высокой точностью работы, хотя одновременно снизилась надежность узла. В конструкции используется электрический актуатор с датчиком Холла, по которому электроника определяет угол открытия клапана. Соответственно, при обнаружении неисправностей записывается ошибка, расшифровка кода позволяет точно установить причину поломки. На автомобилях Mazda термостат часто заклинивает в открытом положении с записью соответствующей ошибки. Причиной является низкая стойкость уплотнителей к воздействию антифриза. 

Датчик вентилятора

На части автомобилей управление вентилятором осуществляется при помощи датчика температуры, установленного в радиаторе. При неисправности датчика вентилятор не срабатывает или работает постоянно. На современных автомобилях отдельного датчика нет, управление электродвигателем осуществляет электроника. Вентилятор оснащается сопротивлением для получения нескольких скоростей вращения, крыльчатка обычно единая для систем охлаждения и кондиционирования.

Термостат

Основной поломкой является выход из строя термостата, который может заклинить в одном из положений либо работать с ограничениями. При постоянной циркуляции жидкости по большому кругу двигатель будет медленно прогреваться, по малому – перегреваться. Ремонт термостата не предусмотрен – в случае поломки деталь подлежит замене.
На части автомобилей используется электронный термостат, отличающийся высокой точностью работы, хотя одновременно снизилась надежность узла. В конструкции используется электрический актуатор с датчиком Холла, по которому электроника определяет угол открытия клапана. Соответственно, при обнаружении неисправностей записывается ошибка, расшифровка кода позволяет точно установить причину поломки. На автомобилях Mazda термостат часто заклинивает в открытом положении с записью соответствующей ошибки. Причиной является низкая стойкость уплотнителей к воздействию антифриза. 

Датчик вентилятора

На части автомобилей управление вентилятором осуществляется при помощи датчика температуры, установленного в радиаторе. При неисправности датчика вентилятор не срабатывает или работает постоянно. На современных автомобилях отдельного датчика нет, управление электродвигателем осуществляет электроника. Вентилятор оснащается сопротивлением для получения нескольких скоростей вращения, крыльчатка обычно единая для систем охлаждения и кондиционирования.

Трещины в рубашке

Еще одной неприятностью, характерной для двигателей с большими пробегами, является попадание антифриза в камеры сгорания. Поломку легко обнаружить по появлению густого белого дыма из выхлопной трубы и постоянному снижению уровня антифриза. Жидкость может попадать в камеры сгорания через трещины в блоке или головке, а также через прогоревшую прокладку. В случае появления трещин практически всегда появляется эмульсия в масле либо масло обнаруживается на поверхности антифриза в расширительном бачке. 

Скрытые проблемы

Зачастую быстро определить причину перегрева двигателя достаточно сложно. Классический пример – недостаточная частота вращения вентилятора, имеющего электрический привод. Никаких ошибок в блоке управления не будет, но двигатель начнет перегреваться под нагрузкой.
На многих двигателях используется охладитель масла – антифриз омывает трубки с маслом, установленные в отдельном корпусе. В случае коррозии стенок масло начнет попадать в систему охлаждения. Проблема возникает в случае использования некачественной жидкости либо на машинах в солидном возрасте. 
При замене антифриза без использования специальной установки возможно образование воздушных пробок. На большинстве двигателей воздух вытесняется давлением жидкости, но есть и проблемные моторы – воздух обычно скапливается в теплообменнике отопителя. Выгнать пробку можно путем снятия соответствующих шлангов или установив машину под углом для самостоятельного выхода воздуха из радиатора отопителя.
На части автомобилей используется пробка расширительного бачка с клапаном. В случае заедания или выхода из строя клапана в системе создается чрезмерное давление, способное разорвать шланги или корпус бачка. 
На части автомобилей VAG в бачке имеется мешочек с силикагелем, который необходим для поддержания нужного химического состава антифриза с допуском G13 и предотвращения коррозии алюминиевых деталей. В процессе эксплуатации мешочек нужно менять, в противном случае гранулы силикагеля могут попадут в жидкость и забьют узкие каналы, а также приведут к заклиниванию помпы.

Заключение

Как таковое обслуживание системы охлаждения заключается в замене антифриза в соответствии с требованиями производителя и регулярном осмотре шлангов на предмет течи. При регулярном проведении ТО в сервисе система охлаждения работает надежно, но нельзя исключать случайные повреждения радиатора камнями.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?