Основными элементами рычажной подвески являются резинометаллические шарниры или
сайлентблоки, соединяющие рычаги и гасящие колебания. Ресурс шарниров зависит от множества факторов, основной проблемой является разрыв резиновой обоймы. Дефекты сайлентблоков обычно обнаруживают при проведении очередной диагностики ходовой части.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Шарнир состоит из стальных обойм, между которыми находится резиновая втулка. Обоймы и втулка не могут проворачиваться относительно друг друга. Шарниры подвески работают на кручение – обоймы плотно закреплены на рычагах, а гашение колебаний осуществляется резиновой втулкой. Если требуется работа шарнира на изгиб либо сжатие, то в резиновой части имеются каналы или сквозные прорези, придающие сайлентблоку дополнительную подвижность.
Резиновая часть крепится к обоймам по технологии вулканизации с дополнительным обжатием обойм. Метод обеспечивает требуемую ограниченную подвижность шарнира и гашение вибраций при получении достаточно высокого ресурса. В конструкции сайлентблока могут использоваться дополнительные элементы – уплотнительные крышки, полости для заполнения смазкой. Подобные шарниры называются плавающими и используются в подвесках ряда моделей автомобилей, позволяя повысить плавность работы ходовой части.
Внешняя обойма шарнира запрессовывается в посадочное отверстие рычага и удерживается от смещения или прокручивания силой трения. Кроме того, есть шарниры без обоймы – резина завулканизирована в отверстие в рычаге. Недостатком такой схемы является повышение затрат на ремонт – вместо запрессовки нового
сайлентблока нужно приобретать рычаг в сборе. В подвеске обычно используется несколько шарниров, воспринимающих разные нагрузки и отличающихся габаритами и конструкцией.
Проверка
Ресурс шарниров подвески в основном определяется условиями эксплуатации и качеством деталей. В среднем сайлентблоки выдерживают 50-70 тыс. км, хотя есть и исключения. Первым признаком износа или разрушения резиновой части является изменение поведения автомобиля – водитель заметит ухудшение реакции подвески, не исключено появление скрипов. Также при сильном износе могут нарушаться углы установки колес, что приводит к неравномерному износу протектора покрышек.
Определить состояние шарниров можно своими силами – для проверки нужен гараж с ямой или подъемник. Если на резиновой части есть разрывы или сильные деформации, то шарнир нужно менять. Иногда для осмотра требуется промыть сайлентблок от грязи и использовать фонарь. Для детальной диагностики нужно вывесить автомобиль и проверить подвижность шарниров плоской монтажной лопаткой. Сайлентблоки должны иметь небольшую подвижность, сильное смещение обойм указывает на проблемы и необходимость замены.
Замена
Процедура замены резинометаллических шарниров достаточно проста. Автомобиль нужно установить на подъемник, а затем вывернуть болт крепления ключом или гайковертом. Обычно отворачивают крепление пальца шаровой опоры и полностью снимают рычаг. При установке новых шарниров нужно учитывать нюанс – на резиновой части и рычаге могут быть метки, указывающие на нормальное положение деталей при монтаже. Установка шарнира в другом положении приводит к неправильному распределению нагрузки и ускоренному износу резиновой втулки. Подобные метки практически всегда есть на горизонтальных сайлентблоках рычагов передней подвески типа МакФерсон.
После предварительной затяжки автомобиль ставят на колеса, а затем обтягивают шарниры с требуемым моментом. Поскольку новые сайлентблоки меняют положение рычагов, то после ремонта целесообразно проверить и скорректировать углы установки колес. Как показывает практика, целесообразно менять сайлентблоки попарно – износ шарнира с одной стороны говорит о скором повреждении резиновой части и на противоположном рычаге.
Сложности
Основной проблемой при снятии шарнира является коррозия обоймы в отверстии рычага. При наличии гидравлического пресса и набора оправок выдавить старый сайлентблок не составит труда, в кустарных условиях разъединить детали сложнее. В гараже для снятия и установки часто используют наборы оправок с болтом, которым создают усилие. Некоторые владельцы вырезают или выжигают резиновую часть, а затем пропиливают обойму. Проблема больше характерна для машин, которые долгое время простаивают на улице. Тщательная очистка от грязи и следов коррозии, а также нанесение смазки на обойму перед установкой шарнира в рычаг несколько снижают трудоемкость при последующих заменах. Еще одной проблемой при ремонте является обрыв болтов при откручивании – очистка от грязи и нанесение на резьбу жидкости WD несколько снижают риск обрыва.
Резина или полиуретан
Штатные сайлентблоки имеют резиновую обойму, некоторые сторонние производители предлагают шарниры с полиуретановой вставкой. В рекламе указывается повышенная долговечность деталей и улучшение управляемости за счет большей жесткости сайлентблоков. По факту полиуретан деформируется под нагрузкой сильнее резины, что приводит к обратному эффекту – автомобиль становится менее устойчивым на скорости. При низкой температуре воздуха полиуретан утрачивает эластичность и может лопнуть при нормативной нагрузке. Кроме того, шарниры из полиуретана имеют склонность к скрипу, для устранения шумов детали нужно регулярно смазывать. Таким образом, большого смысла в полиуретановых сайлентблоках нет, выбор типа шарниров остается делом личных предпочтений владельца автомобиля.
Заключение
Сайлентблоки являются важными элементами подвески, влияющими на комфорт и управляемость. Шарниры со временем выходят из строя, замену можно проводить своими силами при наличии навыков ремонта автомобилей и оборудования для выдавливания и обратной запрессовки шарниров. На ряде машин сайлентблоки интегрированы в рычаги – в этом случае придется покупать и ставить новый рычаг.