Диагностика двигателя: симптомы, причины и решения

Диагностика двигателя: симптомы, причины и решения

Почти все поломки автомобильного двигателя внутреннего сгорания можно определить при проведении осмотра или диагностики. Ревизию осуществляют как на работающем, так и на заглушенном моторе. Если владелец не обладает навыками диагноста, то проверку лучше проводить в специализированном сервисе.

Осмотр

Если на двигателе имеются следы масла, то можно достаточно точно определить место течи. Например, масло может сочиться из-под клапанной крышки или по стыку между блоком и лобовой частью мотора. Причиной является вышедшая из строя прокладка либо плохо затянутые болты после ремонта или обслуживания двигателя. Для устранения течи заменяют прокладки, проверяют состояние сопрягаемых плоскостей и затягивают крепления с требуемым моментом и в предписанной заводом последовательности. В ряде случаев есть смысл заменить масло и запустить двигатель – свежие следы смазки позволят точнее определить место течи.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Свечи

Необходимо снять декоративную крышку, демонтировать наконечники проводов или катушки, а затем вывернуть свечи. Электроды и изолятор не должны иметь механических повреждений, а на поверхности не допустимы слоистые отложения светлого цвета. Если нагар есть, то двигатель расходует масло, а причин угара может быть много. Помимо износа колец или маслосъемных колпачков, нельзя исключать подачу масляной взвеси с картерными газами через неисправный маслоотделитель. Необходима дальнейшая проверка двигателя – например, замер компрессии.
Если нагар имеет черный цвет и бархатистую структуру, то двигатель работает на обогащенной смеси. Беловатый оттенок электродов указывает на дефицит топлива. Найти причину позволит компьютерная диагностика, также может потребоваться мойка форсунок на стенде.

Эндоскопия

Проверить состояние двигателя без разборки позволит эндоскоп – камеру опускают в цилиндры через свечное отверстие. Наличие толстого темного нагара на поршне указывает на повышенный расход масла. Отложения можно заметить даже при помощи фонарика, направив луч света в цилиндр через отверстие для свечи. Эндоскопия позволяет осмотреть стенки цилиндров и найти задиры. Глубокие царапины удаляются только повторной механической обработкой – т.е. при проведении капитального ремонта с разборкой двигателя.

Приводной ремень

Ремень привода навесного оборудования осматривают на заглушенном двигателе. На внутренней части не должно быть трещин или признаков расслоения. Затем нужно запустить мотор и включить нагрузку – например, активировать кондиционер или включить мощное электрическое оборудование. Появление свиста указывает на скольжение ремня, который требует замены. В ряде случаев ремень можно подтянуть, но только при отсутствии механических повреждений. На ремне не допускаются следы масла, растрепанные кромки указывают на повреждение шкивов.

Проверка состояния масла

Необходимо отвернуть крышку горловины и осмотреть внутренние поверхности. Наличие на крышке и внутри горловины белой или желтоватой эмульсии указывает на вероятность течи антифриза. Допустим легкий налет эмульсии на крышке из-за выпадения конденсата. После осмотра крышки вынимают щуп – наличие эмульсии на стержне однозначно указывает на попадание антифриза в масло. Источником течи может стать пробитая прокладка, но нельзя исключать и появление трещин в блоке. Точно выяснить место утечки антифриза получится только при разборке двигателя.
Если на крышке и стенках заливной горловины имеются сгустки масла, то имел место перегрев двигателя. Причин может быть масса – забитые пухом и грязью соты радиатора, недостаточный уровень жидкости, использование старого антифриза, износ крыльчатки помпы, поломка термостата. Сгустки образовываются и при нерегулярной замене или использовании масла низкого качества. В этом случае целесообразно снять клапанную крышку и оценить количество отложений, в большинстве случаев такой мотор требует ремонта.
Угар масла возможен из-за износа двигателя, неисправности системы вентиляции картера или условий эксплуатации. Проблема также возникает при использовании масла, не подходящего для данного типа двигателей. Определить причину расхода масла можно только путем комплексной диагностики. Например, на моторах VAG причиной угара чаще всего является лопнувшая мембрана маслоотделителя. А увеличенные до 12-15 тыс. км интервалы между заменами способствуют образованию нагара и залеганию колец. Раскоксовка помогает далеко не всегда, в ряде случаев требуется разборка двигателя.

Проверка состояния поршневой группы

Определить состояние двигателя можно путем замера компрессии прибором, который вставляют в свечное отверстие, а затем прокручивают мотор стартером без запуска. На исправном двигателе манометр покажет давление 10-15 бар. Также можно провести проверку другим способом – после пуска вынуть щуп, наличие дыма из отверстия указывает на сильный прорыв газов из-за износа колец или зеркал цилиндров. 
Крышка заливной горловины не должна выталкиваться давлением, а также не допускается выход дыма из заливной горловины на работающем моторе. Большой объем газов указывает на проблемы с поршневой группой, точно выяснить степень износа можно только при разборке двигателя. При сильном износе частицы металла попадают в масло, достаточно набрать немного смазки со щупа и растереть между пальцев – наличие механических примесей указывает на проблемы с мотором. При сильном износе от масла идет запах гари.
Еще одним способом проверки двигателя является осмотр выхлопной трубы. При нормальном состоянии мотора на стенках будет небольшой налет сажи, в ряде случаев отложений практически нет. Можно приложить к трубе лист бумаги и несколько раз нажать на педаль газа – если двигатель расходует масло, то на листе появятся мелкие точки. Но метод не всегда точен – взвесь масла может оседать в каталитическом нейтрализаторе. Проверка мотора по налету в выхлопной трубе подходит для моделей старого образца. 

Выхлоп

Определить состояние двигателя можно по цвету выхлопных газов. После пуска холодного мотора или при низкой температуре воздуха в газах будет содержаться пар, который быстро растворяется в окружающей среде. Интенсивное парение указывает на попадание в камеры сгорания антифриза через пробитую прокладку или трещины в блоке. Черный дым появляется при обогащении смеси, может появляться в момент пуска двигателя. 
Сизый дым – признак горения масла, в ряде случаев из выхлопной трубы чувствуется запах горелого масла без явного дыма. Для устранения причин белого или сизого дыма требуется разборка и диагностика двигателя – убрать обогащение смеси чаще всего позволяет ревизия системы впрыска. На современных моторах отклонение состава смеси приводит к включению индикатора Check Engine и записи ошибки в память блока управления, что упрощает поиск неисправности.

Диагностика по звуку 

При работе двигателя не допускаются периодические или постоянные посторонние звуки. Но при старте допускается кратковременный шум от различных систем – например, на ряде моторов может срабатывать натяжитель цепи или включаться муфта регулятора фаз. Некоторые моторы издают своеобразный звук при работе – например, оппозитные агрегаты от Subaru. Проводить диагностику по звуку должен специалист, знающий особенности различных двигателей и способный безошибочно определить шумы от неисправных узлов. Например, источниками звуков является растянутая цепь ГРМ, некорректные зазоры в приводе клапанов или вышедшие из строя гидрокомпенсаторы. В ряде случаев стук указывает на износ вкладышей и необходимость капитального ремонта двигателя.

Компьютерная диагностика

Двигатели, оснащенные системами подачи топлива с электронным управлением, можно проверить при помощи сканера, подключенного к разъему OBD-II. Вместо профессионального оборудования используют адаптер и сопряженный с ним смартфон с предустановленной программой для чтения и расшифровки ошибок. Некоторые двигатели поддерживают расширенную диагностику. Например, на моторах TSI от VAG можно проверить состояние цепи привода газораспределительного механизма. 
Анализ данных в блоке управления позволяет найти истинный пробег автомобиля – цифры корректируют на одометре, но в блоке остаются записи о событиях с указанием километража. На основе диагностики определяют датчики и детали, подлежащие замене. После ремонта проводят повторную проверку – ошибки должны пропасть, если коды сохраняются, то надо искать другие причины неисправности.

Заключение

Грамотно провести диагностику двигателя можно только в условиях сервиса. Рядовой водитель не всегда обратит внимание на нюансы, указывающие на наличие проблем. Возможна и обратная ситуация – обнаружив признаки неисправностей, человек начнет ремонтировать исправный мотор либо откажется от покупки автомобиля, полностью устраивающего по характеристикам.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?