Какие инструменты должны быть в багажнике каждого автомобилиста?

Какие инструменты должны быть в багажнике каждого автомобилиста?

Перечень возимого инструмента зависит от состояния автомобиля, навыков водителя и условий эксплуатации. В большинстве случаев владельцы обходятся набором штатного инструмента, к которому зимой добавляется лопата и провода для запуска от батареи другого автомобиля. Единых требований к комплекту не существует, водитель сам подбирает необходимые инструменты, ориентируясь на стаж и навыки ремонта.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Заводской комплект

Если автомобиль оснащен полноценным запасным колесом или «докаткой», то для замены с завода прикладывается домкрат и баллонный ключ. В зависимости от комплектации в набор входят головка для секретных болтов и крючки для снятия пластикового колпака или центральной крышки литого диска. Иногда в комплект включают складные противооткатные упоры, необходимые для удержания автомобиля на наклонной дороге при замене колеса. Также в заводской комплект часто входит комбинированная отвертка с плоским и крестообразным жалом. Весь комплект уложен в пенопластовой вставке, расположенной в диске запасного колеса под поликом багажного отсека. На ряде машин в комплект инструмента входит буксировочная петля, которая вворачивается во втулку под бампером, скрытую съемной заглушкой.
Если автомобиль не укомплектован запасным колесом, то в набор входит аптечка для быстрого ремонта бескамерных шин. Также имеется электрический компрессор, позволяющий подкачивать покрышку после ремонта. На ряде автомобилей ставятся покрышки типа RunFlat, позволяющие продолжить движение после прокола с ограничением скорости. Домкрат не предусматривается, но в комплект входит отвертка, ряд производителей прикладывает к автомобилю раскладные противооткатные упоры. Некоторые модели машин могут комплектоваться штатным знаком аварийной установки. Таким образом, штатный набор рассчитан на эксплуатацию автомобиля в условиях доступности сервиса. Вплоть до середины 90-х гг. завод ВАЗ укладывал в багажники машин несколько мелких гаечных ключей, необходимых для небольшого ремонта в дороге. На BMW похожие наборы встречались и в XXI веке.

Дополнение к заводскому набору

Большинство водителей прекрасно обходится штатным инструментом, а многие даже ни разу за год-два не вынимают домкрат или баллонный ключ. Но есть несколько рекомендаций – следует купить и возить с собой электрический компрессор для накачки шин. В случае небольшого прокола водитель сможет подкачивать покрышку и доехать до пункта шиномонтажа без замены колес. Также рекомендуется уложить в багажник несколько пар нитяных или обрезиненных перчаток и светосигнальный жилет, полезный при проведении ремонта на ночной обочине.
Заводские домкраты не всегда отличаются надежностью и простотой использования. Например, механический домкрат может требовать большого усилия для поднятия крупного внедорожника. Для таких автомобилей больше подойдут телескопические гидравлические домкраты, но такой инструмент достаточно громоздкий. Кроме того, едва ли владелец такого автомобиля станет заниматься ремонтом на дороге. В большинстве случаев будет вызван эвакуатор для доставки машины в сервис. Для любой машины целесообразно приобрести буксировочную ленту с петлями для крепления на проушинах.
Согласно действующим ПДД в комплект инструмента должен входить огнетушитель и аптечка для оказания первой медицинской помощи. Емкость огнетушителя не регламентируется, многие водители приобретают изделия в виде аэрозольного баллона, способного потушить небольшое пламя. Рекомендуется возить углекислотный огнетушитель объемом 1,5-2 л, который способен сбить пламя в моторном отсеке. Знак аварийной остановки стандартизован, поставляется в пенале и легко помещается в нише для запасного колеса. Что касается огнетушителя, то при отсутствии штатных креплений придется искать место для перевозки. Огнетушитель должен находиться в зоне быстрого доступа, поскольку чем быстрее начнется тушение пожара, тем меньшим будет ущерб для автомобиля. 
Набор медикаментов в автомобильной аптечке регламентирован действующими ПДД. Водителю рекомендуется периодически проверять срок годности препаратов и обновлять содержимое аптечки. Также можно возить и дополнительные лекарства, но класть их в аптечку совершенно не обязательно. 
Что касается усиленного баллонного ключа с длинной рукояткой, то он не нужен при нормальной затяжке колесных болтов или гаек. Но если в шиномонтаже затягивают крепления гайковертом без контроля момента, то лучше в следующий раз обойти мастерскую стороной. При чрезмерном моменте гайки и болты деформируются, шпильки могут обрываться при попытке отворачивания крепления. В итоге – владельцу машины придется тратиться на запасные части из-за нарушения технологии сборки сотрудниками шиномонтажа. 

Дальняя поездка

Если автомобиль регулярно обслуживается и эксплуатируется внутри города или по дорогам с твердым покрытием, то нужды в дополнительном инструменте нет. В современной машине нет даже места для укладки комплектов гаечных ключей и прочих приспособлений. Если планируется поездка на большое расстояние, то имеет смысл взять набор гаечных ключей или головок. Помимо шестигранных насадок могут потребоваться головки типа Torx. 
Но нужен ли комплект дополнительного инструмента? Необходимо возить с собой и запасные детали, необходимые для ремонта. Целесообразнее перед дальней поездкой посетить сервис и провести обслуживание автомобиля, а также проверить состояние основных узлов. Имеет смысл взять в дорогу адаптер для разъема OBD-II, позволяющий считать и сбросить ошибки, которые могут иметь случайный характер. 
Что касается дополнительного инструмента, то для качественно обслуженного современного автомобиля он не требуется. Гипотетическая ситуация – водитель перед поездкой замечает, что подклинивает поршень переднего дискового тормоза. Да, можно поехать с неисправностью, взять с собой инструмент для разведения колодок и регулярно разрабатывать поршень в дороге. Но намного надежнее и безопаснее заменить поршень в сервисе и не нервничать за рулем, ожидая заклинивания тормоза.

Экспедиционный автомобиль

Если автомобиль используется для выездов в условиях среднего или тяжелого бездорожья, а также для поездок на большое расстояние от населенных пунктов, то набор инструмента станет необходимостью. Но также важно возить и комплект наиболее востребованных запасных частей, перечень которых определяет водитель на основе опыта предыдущих путешествий. Перед выездом рекомендуется проверить запасное колесо, которое не должно иметь дефектов.
В набор инструментов входит:
  • Реечный домкрат для быстрого поднятия автомобиля, застрявшего в грязи. Для установки домкрата на бампере или раме делают специальные площадки. Поскольку домкрат приходится упирать во влажную или неровную поверхность земли, то рекомендуется взять с собой квадратный брусок с длиной стороны 300-400 мм и толщиной 50-60 мм.
  • Набор гаечных ключей или головок для шестигранных гаек. Целесообразнее приобрести комплект в удобном пластиковом кейсе, но перед покупкой рекомендуется изучить отзывы. Многие наборы изготовлены из стали низкого качества, головки сминаются или лопаются при эксплуатации. Качественный комплект обойдется недешево, но будет надежным.
  • Рукоятка для головок с храповым механизмом, позволяющим быстро отворачивать или закручивать болты и гайки.
  • Головка или специальный ключ для отворачивания свечей бензинового двигателя. Если на машине установлен дизель, то целесообразно возить разрезной ключ для откручивания креплений топливных трубок к насосу высокого давления и форсункам.
  • Комплект отверток или рукоятка с набором сменных головок. Рекомендуется возить с собой отвертки с плоским или крестообразным наконечником, головки типа Torx нужны только при наличии такого крепежа на автомобиле.
  • Плоскогубцы, кусачки и молоток, количество и размер инструментов определяет владелец.
  • Несколько лопат, рекомендуется брать инструмент со складной или раздвижной рукояткой, занимающий меньше места в багажнике. Пластиковые лопаты возить не следует, инструмент не рассчитан на интенсивную и быструю работу.
  • Пенополиуретановый коврик размером 1000х500 мм, защищающий от грязи и холода при ремонте автомобиля в полевых условиях лежа на земле.
  • Дополнительный инструмент – некоторые водители экспедиционных автомобилей берут с собой аккумуляторный шуруповерт, значительно упрощающий процедуры разборки и сборки различных узлов.
В дальние путешествии в условиях бездорожья рекомендуется брать запас антифриза и топлива – эти жидкости не относятся к инструменту, но забывать о них не следует. Если машина не оснащена лебедкой, то необходимо взять механическую лебедку, несколько длинных тросов и блоков. Также потребуется анкер, поскольку в болоте или поле не всегда можно найти дерево для установки блока.

Заключение

Тяга к перевозке полного багажника инструмента осталась у большинства российских водителей со времен СССР, когда владелец машины автоматически становился автомехаником. Регулярное обслуживание в специализированном сервисе избавляет владельца от необходимости изучения конструкции автомобиля и получения навыков слесаря. Большой набор инструмента необходим только в случае выездов на бездорожье или в районы, расположенные на удалении от жилых мест. Во всех прочих случаях дополнительный инструмент – типичный балласт, съедающий место в багажнике.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?