Секреты долгожителя: как продлить срок службы вашей коробки передач?

Секреты долгожителя: как продлить срок службы вашей коробки передач?

Коробка передач автомобиля рассчитывается под характеристики двигателя. Механические агрегаты имеют ресурс до ремонта свыше 300 тыс. км., автоматические коробки, вариаторы и роботы могут потребовать ревизии раньше. Долговечность любой коробки зависит от условий эксплуатации, выполнение ряда рекомендаций позволяет продлить срок службы агрегата.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Замена масла

Многие производители не требуют замены масла в механической коробке на протяжении всего срока службы. Но для увеличения ресурса рекомендуется заливать свежее масло через 80-100 тыс. км. Важно использовать масла, соответствующие по характеристикам требованиям производителя. Если на автомобиле имеется раздаточный редуктор, то масло в нем меняют одновременно с КПП.
Автоматические коробки и вариаторы заправляют специальными жидкостями ATF, срок службы которых варьируется от 30 до 60 тыс. км. Одновременно с заменой жидкости необходимо ставить новый фильтр и очищать магниты, расположенные в съемном поддоне, от стружки. Роботы DSG и аналоги имеют две системы смазки – для механической части и мехатроника. Для заправки нужны разные масла, соответствующие требованиям изготовителя коробки. Ресурс жидкости в DSG – от 45 до 60 тыс. км.

Прогрев

Механическая коробка не нуждается в прогреве, но при использовании минерального масла зимой сопротивление вращению столь велико, что способно заглушить двигатель. Вариаторы и автоматические трансмиссии оснащаются гидротрансформаторами, после запуска двигателя начинает работать масляный насос, подающий жидкость в полость гидротрансформатора. Для прогрева коробки достаточно дать поработать мотору 1-2 минуты летом и 5-7 минут зимой. Такой же метод прогрева можно использовать и для преселективных коробок. Но полноценно прогреть любую коробку без начала движения невозможно, методика позволяет немного поднять температуру масла и улучшить условия смазки. После начала движения не следует резко нажимать на педаль газа, плавные разгоны позволят прогреть коробку без ущерба ресурсу.

Температурный режим

Автоматические коробки, вариаторы и роботы оснащаются теплообменниками для поддержания температуры масла в требуемых пределах. Радиатор омывается антифризом, который прогревает или охлаждает масло, в масляном контуре может устанавливаться термостат. Перегрев коробки передач пагубно сказывается на ресурсе, но владелец может и не заметить резкий нагрев масла. Но теплообменник никогда не выходит из строя внезапно, увидеть тенденцию к перегреву можно при проведении компьютерной диагностики в ходе ежегодного обслуживания автомобиля.

Соблюдение требований производителя

В инструкции по эксплуатации автомобиля указывается допустимый вес груза и прицепа. На машинах с вариаторами категорически запрещено нарушать требования завода. Роботы и АКПП менее чувствительны к перегрузке, но буксировать прицеп весом более допустимого значения, все же, не следует. Механическая коробка без проблем справится с перегрузкой, но за счет снижения ресурса сцепления и увеличения расхода топлива.
Застрявшую в сугробе или грязи машину с автоматической трансмиссией или вариаторами нельзя вытаскивать методом раскачки. Переключение режимов работы возможно только после полной остановки автомобиля, что полностью аннулирует идею выезда раскачкой. Застрявшую машину следует вытягивать другим автомобилем либо лебедкой с креплением троса за дерево или вбитый в грунт анкер. 
Автомобили с вариаторами не рассчитаны на движение с высокой скоростью и не допускают буксировку другой машиной. Вариатор очень чувствителен к чистоте масла, резкие старты приводят к пробуксовке ремня и образованию стружки и задиров на конусах. Попавшие в масло посторонние частицы ускоряют износ вариатора.

Правильное использование ручного тормоза

При переводе селектора в положение стоянки в автоматической коробке срабатывает стопор, который не допускает откат автомобиля. Но если оставить машину на наклонной поверхности без ручного тормоза, то нагрузка на стопор может оказаться чрезмерной. В результате фиксатор выйдет из строя, а для его замены придется снимать и разбирать коробку.

Движение в пробках

Механические и автоматические коробки, а также вариаторы, не испытывают перегрузок при постоянных стартах и остановках в пробках. Но преселективные роботизированные коробки при начале движения пытаются быстро перейти на вторую передачу, поскольку алгоритм работы заточен на экономию топлива. Но из-за малой скорости движения коробка может сразу перейти на первую скорость, а при небольшом разгоне снова включить втору. Подобные циклические переключения не лучшим образом влияют на ресурс сцеплений. Для устранения вредного явления следует перевести селектор в положение S, что приведет к активации спортивного режима с переключениями на повышенных оборотах. Альтернативное решение: выбор ручного режима - коробка не переключится вверх, пока водитель не подаст команду рычагом или лепестками под рулевым колесом.

Анализ поведения коробки

По мере износа деталей механической коробки появляются посторонние шумы, возникают сложности при переключении либо наблюдается самопроизвольное выключение скоростей. Для АКПП при износе характерно появление толчков при переключении из-за неравномерной работы фрикционных пакетов. Появление любых проблем – сигнал для владельца о необходимости проверки коробки передач. Своевременная диагностика позволит найти поломки на ранней стадии и снизит затраты на ремонт. 

Особенности эксплуатации роботов

На бюджетных автомобилях встречаются роботизированные трансмиссии на базе механической коробки передач и одинарного сцепления с электромагнитным приводом. Для снижения нагрузки на сцепление в момент старта рекомендуется использовать ручной тормоз, который защитит машину от отката. Ручной тормоз снимают плавно, одновременно нажимая на педаль газа. При остановке на светофоре селектор робота рекомендуется переводить в нейтральное положение. По мере износа диска сцепления требуется регулировка электромагнитного привода. Настройку проводят через 20-30 тыс. км, но можно регулировать привод при ежегодном обслуживании.

Заключение

Добиться увеличения ресурса коробки передач автомобиля можно путем соблюдения правил эксплуатации и своевременной замены масла или рабочей жидкости. Основы правильного использования коробки излагаются в заводской инструкции по эксплуатации автомобиля, которую рекомендуется изучить перед первым выездом.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?