Система охлаждения автомобиля: как предотвратить перегрев

Система охлаждения автомобиля: как предотвратить перегрев

Двигатель внутреннего сгорания требует постоянного охлаждения потоком воздуха или антифриза. На автомобилях используются системы охлаждения жидкостного типа с термостатом для поддержания требуемой температуры и ускорения прогрева. В случае нарушения циркуляции жидкости или чрезмерных нагрузок мотор перегревается, что приводит к серьезным последствиям. Регулярное обслуживание снижает риск поломки системы охлаждения, но полностью исключить вероятность перегрева невозможно.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Циркуляция жидкости в рубашке охлаждения осуществляется механическим насосом, который иногда дополняется электрической помпой. В контуре устанавливаются один или несколько термостатов – количество регуляторов зависит от модели двигателя. В щитке приборов имеется стрелочный индикатор температуры или контрольная лампа, предупреждающая водителя о перегреве двигателя. Система охлаждения рассчитывается с запасом, но в случае утечки или деградации антифриза, загрязнения радиаторов либо нарушения условий циркуляции неизбежно повышение температуры жидкости и перегрев мотора.

Течь антифриза

В случае повреждения радиатора, появления трещин на шлангах или поломки хомутов появляется течь антифриза. Из-за недостатка жидкости мотор может перегреваться даже в номинальном режиме работы. На ряде машин имеется датчик уровня антифриза, расположенный в расширительном бачке. При сильной утечке в комбинации приборов включается предупредительная лампа – водителю нужно долить антифриз с учетом совместимости с маркой заправленной в систему жидкости. Пробитый радиатор лучше заменить, ведь пайка не всегда возможна, а надежно заклеить трубки невозможно.

Загрязнение радиаторов

В процессе эксплуатации соты радиатора забиваются пухом, ухудшающим теплообмен. Проблема ярко выражена на автомобилях с кассетами радиаторов – системы охлаждения, кондиционирования и охлаждения сжатого турбиной воздуха. Предотвратить перегрев можно промывкой теплообменников с разборкой кассеты через каждые 80-100 тыс. км. Процедура достаточно трудоемкая и требует замены антифриза и хладагента, а также замены некоторых шлангов и хомутов. Косвенным признаком плохого теплообмена является длительная или постоянная работа вентилятора. Но в жаркую погоду при включении кондиционера вентиляторы практически не выключаются, что является нормой.

Посторонние предметы

Некоторые водители устанавливают перед радиатором листы картона или закрывают решетку целлофаном, стремясь ускорить прогрев зимой. Но фактически – нарушается нормальная работа системы охлаждения. Исправный двигатель хорошо прогревается вне зависимости от температуры окружающей среды – циркуляция через радиатор начинается только после прогрева блока и головки, а также открытия термостата. Но посторонний предмет перед радиатором может ухудшить охлаждение жидкости и вызвать перегрев. Аналогичная ситуация складывается при засоре сот радиатора пухом или грязью или отключении части трубок из-за повреждений. 

Неисправность термостата

В случае заклинивания термостата жидкость идет только по большому или малому кругу. В первом случае – мотор медленно прогревается, а во втором – перегревается. Если датчик температуры приближается к красной зоне или включилась контрольная лампа, а патрубок к радиатору холодный, то требуется срочная замена термостата. На современных моторах с несколькими термостатами диагностика сложнее, неисправные элементы можно найти только в сервисе.

Неисправность вентилятора

Для привода вентилятора на автомобилях используется электрический двигатель или вязкостная муфта. В случае отказа датчика крыльчатка не вращается либо срабатывает очень поздно. В ряде случаев эффективность работы вентилятора снижается из-за разрушения одной или нескольких лопастей, но в этом случае при вращении крыльчатки будет чувствоваться вибрация. Проверить вентилятор просто – необходимо открыть капот и запустить двигатель, если электродвигатель или муфта не срабатывают на полностью прогретом моторе, скорее всего, есть проблемы с датчиками или с самим приводом.

Своевременное обслуживание

Антифриз имеет срок службы – по мере эксплуатации жидкость деградирует и хуже отводит тепло от деталей двигателя. Необходимо менять антифриз в соответствии с требованиями производителя, при заливке свежей жидкости учитывать совместимость материалов разных типов. Не менее важно менять помпу – например, на многих автомобилях с ременным приводом газораспределительного механизма насос подлежит замене вместе с ремнем. Появление постороннего шума при работе насоса или течи антифриза указывает на необходимость срочной замены узла. На ряде автомобилей устанавливается дополнительная электрическая помпа, при ее неисправности фиксируются ошибки. 

Что делать в случае перегрева

Если водитель обнаружил перегрев двигателя, то необходимо:
  1. Найти ближайшее место для остановки и заглушить двигатель.
  2. Выждать не менее 15 минут, для лучшего охлаждения открыть капот. В жаркую погоду для снижения температуры массивного двигателя и жидкости понадобится больше времени. В случае перегрева категорически запрещено использовать для ускоренного охлаждения холодную воду. Перепад температур может привести к образованию трещин.
  3. Осмотреть шланги, радиатор и дорогу под силовым агрегатом на предмет течи антифриза. Убедиться в отсутствии посторонних предметов напротив радиатора – например, на поверхность могла попасть плотная полиэтиленовая пленка или иной мусор с дороги.
  4. Аккуратно отвернуть пробку расширительного бачка для доливки жидкости (при наличии). При снятии пробки учитывать риск получения ожогов паром и мелкими брызгами горячего антифриза. Пробку следует открывать короткими движениями, на руку рекомендуется надеть перчатку или использовать для защиты тряпку.
  5. Включить зажигание и проверить температуру по прибору, а затем запустить двигатель. При резком прогреве следует сразу остановить мотор, если температура остается на прежнем уровне, то можно попытаться продолжить движение с минимальной нагрузкой на двигатель.

Заключение

Профилактические меры и регулярная замена антифриза минимизируют риск перегрева двигателя. На температуру антифриза влияет режим эксплуатации – длительные поездки на высоких или максимальных оборотах способствуют перегрузке системы охлаждения. Данная проблема особенно заметна в жаркую погоду, а включенный кондиционер лишь способствует ускоренному перегреву. 

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?