Универсальные, ремонтные и спортивные катализаторы: стоит ли устанавливать

Универсальные, ремонтные и спортивные катализаторы: стоит ли устанавливать

Практически все существующие бензиновые двигатели с системой впрыска рассчитаны на использование каталитического нейтрализатора. В случае выхода из строя штатного конвертера владелец может перепрограммировать блок управления или установить новый нейтрализатор. На рынке встречаются неоригинальные ремонтные нейтрализаторы, качество которых зачастую оставляет желать лучшего.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Каталитический нейтрализатор или катализатор в грубом приближении представляет собой сотовую вставку из керамики с покрытием металлами платиновой группы. Конвертер располагается как можно ближе к выпускному коллектору, в ряде случаев в выхлопной системе ставятся два последовательно работающих катализатора. Нейтрализатор обеспечивает снижение концентрации угарного газа и дожигает углеводороды, повышая чистоту выхлопа. Наличие перед и после нейтрализатора датчиков кислорода позволяет реализовать обратную связь и регулировать состав смеси.

В случае поломки нейтрализатора владельцы чаще всего программируют блок управления двигателем, отключая обратную связь от датчиков кислорода. Альтернативный путь – установка «обманок» или датчиков кислорода с небольшим нейтрализатором, имитирующих работу штатной системы снижения токсичности отработавших газов. Есть и третий путь – установка нового нейтрализатора, метод затратный по сравнению с остальными способами и требует грамотного выбора деталей.

Оригинальный нейтрализатор способен пройти свыше 200 тыс. км при использовании качественного бензина. В ряде случаев преобразователь выходит из строя намного раньше – причиной могут стать механические повреждения, применение низкосортного бензина или брак. Ряд южнокорейских брендов экономит на материалах, что приводит к быстрому разрушению керамической вставки с риском затягивания пыли в цилиндры и появления задиров.

Как часто менять масло в двигателе Как часто менять масло в двигателе

Нюансы


Поскольку оригинальные нейтрализаторы имеют высокую цену, а в ряде случаев и не идут на рынок запасных частей, то популярностью пользуются ремонтные или универсальные катализаторы.

Изначально выпуск таких комплектующих был налажен в Европе из-за требований к чистоте выхлопа, проверяемой при прохождении осмотра.
В России техосмотр всегда был фиктивной процедурой, поэтому на отсутствие катализатора все смотрят сквозь пальцы. Ряд владельцев заранее вырезает конвертеры, зная о вероятности разрушения и попадания пыли в цилиндры.

Работа нейтрализатора возможна только при наличии напыления на основе платиновых металлов. Керамическая вставка используется из-за высокой стойкости к температуре и агрессивному воздействию выхлопных газов. Дешевые нейтрализаторы иногда делают целиком из стали. Зачастую напыление с элементами платиновой группы просто отсутствует – нейтрализатор является своеобразным резонатором и пламегасителем.

Отдельно стоит упомянуть «спортивные нейтрализаторы», отличающиеся увеличенным сечением каналов. По мысли разработчиков, большая пропускная способность снижает потери и способствует увеличению мощности. Зачастую после снятия нейтрализатора или установки «спортивного» выпуска владельцы машин с восторгом говорят о повышении мощности. Причиной является устранение заглушки в выпускной системе в виде оплавленной керамической вставки, фактической прибавки мощности без грамотной настройки программы управления не будет.

Безусловно, есть качественные спортивные нейтрализаторы, имеющие стоимость на уровне оригинальных деталей. Основным отличием спортивного конвертера является стойкость к высоким температурам – двигатель работает в жестком режиме и нейтрализатор должен преобразовывать увеличенный объем газа. На стандартных или «гражданских» двигателях для повседневной эксплуатации смысла в установке спортивного нейтрализатора нет.

Проблемы


Основной проблемой при снятии нейтрализатора является неприятный запах выхлопа, который даже сильнее, чем от карбюраторных двигателей старых моделей. Выхлоп затягивает в салон при прогреве двигателя или на ходу, что делает поездку малоприятной. При наличии работающего нейтрализатора выхлоп практически не имеет запаха, а самое главное – содержит меньше угарного газа.

При снятии нейтрализатора из выхлопной системы выбивают керамическую вставку. Без установки пламегасителя звук выхлопа становится неприятным, могут появиться дребезжащие нотки. Даже при наличии пламегасителя тональность выхлопа отличается от исходной, поскольку нейтрализатор разрабатывается в комплексе с прочими элементами системы выпуска, которая должна иметь минимальное сопротивление потоку газов и одновременно эффективно глушить звук выхлопа. Универсальный или ремонтный нейтрализатор может оказаться эффективнее пламегасителя в плане снижения громкости звука, хотя в ряде случаев он не способствует тихой работе системы выхлопа.

Что установить


Оптимальное решение – использование оригинального нейтрализатора. Иногда купленный на разборке коллектор с катализатором работает лучше, чем новый ремонтный преобразователь. При подборе нужно учитывать опыт других владельцев, дешевый каталитический нейтрализатор и будет работать в соответствии с ценой. Если средства не позволяют купить нормальный катализатор, то лучше установить обманку. Целесообразно обратиться в сервис, занимающийся установкой или модернизацией систем выхлопа, сотрудники наверняка подберут оптимальный со всех точек зрения вариант.

Заключение


Ремонтный или универсальный нейтрализатор не всегда полноценно заменяет штатный узел. В случае установки дешевых запчастей токсичность выхлопа будет выше допустимого порога, что легко определяется газоанализатором. Спортивные нейтрализаторы для повседневной эксплуатации нецелесообразны, да и стоимость деталей будет сопоставимой с ценой нового оригинального каталитического конвертера.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?