Как понять, что подшипник ступицы вышел из строя, и как его заменить

Как понять, что подшипник ступицы вышел из строя, и как его заменить

Колесо любого автомобиля установлено на подшипнике качения, защищенном от попадания воды и грязи. В процессе эксплуатации подшипник изнашивается, ударные нагрузки резко сокращают срок службы. В случае износа появляется люфт, нарушающий нормальное положение колеса и напрямую влияющий на безопасность движения.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
До начала 80-х гг. прошлого века в ступицах массово использовались роликовые конические подшипники, зазор в которых регулировался вручную при помощи гайки. Для защиты от отворачивания гайка оснащалась шплинтом или отгибающейся шайбой. Момент затяжки определяли вручную, оценивая легкость вращения колеса и его биение.

С массовым внедрением переднего привода стали использоваться шариковые подшипники, которые не требуют регулировки зазора – болт затягивается с фиксированным моментом. Появление системы ABS привело к созданию неразборных ступиц, где внешнее кольцо подшипника является задающим элементом для датчика вращения.

Как часто менять масло в двигателе Как часто менять масло в двигателе
Вне зависимости от типа подшипник ступицы обеспечивает правильное положение колес относительно друга друга и кузова. Тела качения снижают потери на трение, набивка подшипника смазкой увеличивает ресурс и предотвращает перегрев. Кроме того, ступичный подшипник является связующим элементом между колесом и прочими элементами подвески.

Причины выхода из строя


Проблемы со ступичными подшипниками возникают из-за:

  • естественного износа рабочей поверхности колец и тел качения, ускоряющегося при недостатке смазки или попадании грязи через поврежденные уплотнения;
  • ударных нагрузок, возникающих при эксплуатации автомобиля по плохим дорогам;
  • удара в боковую часть колеса при наезде на препятствие или при аварии, изгибающий момент разрушает ступичный подшипник
  • перегрузки, возникающей при перевозке на автомобиле грузов ненормативного веса;
  • ошибок при установке или регулировке, допускаемых неопытными мастерами или владельцами при самостоятельном ремонте автомобиля;
  • использования колесных дисков с нестандартным вылетом, избыточно нагружающих ступичные подшипники;
  • постоянной эксплуатации автомобиля в сложных условиях, приводящих к попаданию в ступицы воды и грязи.

На автомобилях, эксплуатируемых в регионах с низкими температурами, подшипники выходят из строя из-за недостатка смазки. В мороз консистентная смазка застывает. Большая скорость и удары при переезде неровностей вкупе с дефицитом смазки приводят к быстрому износу колец и тел качения.

Признаки износа


При появлении избыточного зазора подшипник издает характерный низкочастотный гул, хорошо различимый в салоне, появляющийся только на ходу и меняющий частоту в зависимости от скорости. В случае разрушения тел качения или сепаратора могут прослушиваться стуки или щелчки. Чаще всего требуют замены подшипники ступиц передних колес, воспринимающие постоянные ударные нагрузки.



Для проверки переднего подшипника нужно приложить повышенную нагрузку – разогнать автомобиль до 50-60 км/ч, а затем отклонить руль в любую сторону на 25-30 градусов, соблюдая правила безопасного движения.

Увеличение шума укажет на наличие проблем со ступичными подшипниками. Если при отклонении руля в обе стороны гул усиливается, то нужно менять оба подшипника. Если шум увеличивается только при повороте в одну сторону, то надо заменить подшипник в ступице по другой стороне автомобиля.


Задние подшипники можно проверить только на вывешенном колесе – при наличии износа при прокручивании рукой будет слышен гул, а при покачивании колеса по вертикали и горизонтали будет чувствоваться люфт. Таким же способом можно проверить и передние подшипники, не прибегая к маневрам рулем на скорости.


При износе подшипника практически всегда повышается температура ступицы из-за избыточного трения. Нагрев хорошо заметен после поездки по трассе — в городе с частыми торможениями, ступицы прогреваются от тормозов, поэтому проверка может быть некорректной. При сильном износе подшипник переднего колеса создает сильное сопротивление качению, приводящее к постоянному уводу автомобиля в сторону поврежденной ступицы.

Ремонт


Ступица автомобиля может иметь разборную или неразборную конструкцию. В первом случае подшипники можно заменить с сохранением корпуса ступицы. Во втором (неразборная схема встречается на многих современных автомобилях) – придется покупать ступицу в сборе. Для снятия и установки подшипников в разборную ступицу потребуется пресс и оправки, при нарушении технологии внешнее кольцо может перекосить. В результате подшипник быстро выйдет из строя либо кольцо лопнет еще при установке.

Примерный алгоритм замены:

  1. Определить изношенные подшипники и приобрести запчасти. Вместо оригинала можно использовать аналоги, соответствующие заводским деталям по качеству, но выгодно отличающиеся по цене. Не следует брать дешевые детали или запчасти производства неизвестных компаний из-за риска быстрого износа.
  2. Поднять автомобиль на подъемнике или вывесить переднюю часть, а затем снять переднее колесо. В гаражных условиях предварительно отворачивают на 0,5-1 оборота ступичную гайку или болт, в условиях сервиса крепление отворачивают уже после снятия колеса.
  3. Отвернуть крепления тормозного механизма и снять диск либо барабан.
  4. Открутить крепления поворотного кулака в сборе со ступицей к подвеске и демонтировать с автомобиля.
  5. Вынуть ступицу из поворотного кулака, предварительно сняв датчик частоты вращения (используется на автомобилях с ABS). Ступицу выбивают оправкой при помощи кувалды или выдавливают прессом.
  6. Отремонтировать ступицу – выдавить прессом изношенные подшипники, очистить посадочное отверстие от грязи и установить новые. В гаражных условиях вместо пресса часто используют приспособление, состоящее из пластин и стягивающего болта. С неразборным узлом все проще, после снятия старой ступицы просто устанавливают новую в поворотный кулак.
  7. Установить поворотный кулак и детали тормозной системы на место, соблюдая заводской регламент – последовательность и моменты затяжки гаек и болтов. После окончания ремонта целесообразно проверить сход-развал, нарушение углов является одной из причин повышенных нагрузок на ступицы.

Описанная процедура является упрощенной, по факту снятие ступицы включает массу промежуточных шагов. Для демонтажа может потребоваться специальный инструмент (например, для снятия шаровых опор рычагов передней подвески). На части автомобилей для крепления колеса используются шпильки, при использовании новой ступицы шпильки нужно переставить.

Сложности


Одной из проблем при замене ступицы является откручивание сильно заржавевших гаек. На ряде автомобилей к корпусу кулака крепятся щитки тормозных механизмов, которые через 5-7 лет эксплуатации просто рассыпаются на куски от легкого прикосновения. В этом случае замену ступичных подшипников придется совместить с установкой новых щитков, хотя некоторые владельцы отказываются от их использования ради экономии на запчастях.

Профилактика


Срок службы ступичных подшипников зависит от качества деталей и условий эксплуатации. На легковых автомобилях ступицы не требуют вмешательства и через 150-200 тыс. км. В случае постоянных ударных нагрузок и поездок по грязи подшипники могут загудеть намного раньше. Рекомендуется проверять состояние ступиц при проведении каждого обслуживания, при наличии возможности регулировки подшипники просто подтягивают. Если есть износ рабочих поверхностей или тел качения, то регулировка натяга или набивка свежей смазкой помогут на некоторое время. Изношенные подшипники ступиц нужно менять, не дожидаясь их разрушения с возможным заклиниванием колеса на ходу.

Заключение


Износ ступичного подшипника легко определяется по гулу, меняющему частоту в зависимости от скорости. Вышедший из строя подшипник нужно менять, при дальнейшей эксплуатации без ремонта ступицу может заклинить. Процедура замены достаточно проста, хотя и требует наличия инструмента и навыков ремонта автомобилей. По этой причине целесообразнее обратиться в сервис, установка новых подшипников или ступицы в условиях мастерской не занимает много времени.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?