Исправный автомобиль должен разгоняться равномерно, толчки могут появляться только при резких нажатиях на педаль газа. Появление рывков в других случаях указывает на проблемы с двигателем или трансмиссией. Толчки при разгонах снижают уровень комфорта и указывают на необходимость диагностики и ремонта.
Общие сведения
При разгоне автомобиля двигатель должен равномерно набирать обороты, интенсивность ускорения зависит от угла открытия дроссельной заслонки и выбранной передачи. При резком разгоне всегда будут отдельные толчки в момент ручного переключения скоростей или быстрого открытия дросселя. Но если автомобиль многократно дергается при разгоне, то наверняка есть проблемы с подачей или воспламенением топливовоздушной смеси, хотя нельзя исключать и неисправность агрегатов трансмиссии.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Перебои с подачей топлива
При неравномерной работе электрического топливного насоса, являющегося частью системы впрыска, автомобиль двигается рывками. Причиной является естественный износ или забитая сетка на заборнике. Загрязнение фильтра происходит из-за заправки бака некачественным топливом. Если бак изготовлен из стального листа, то заборник может забиваться частицами ржавчины – стальной бак всегда подвержен коррозии из-за неизбежного конденсата или наличия воды в заправляемом топливе. Проверить подачу можно манометром, который подключают к разъему на рампе. Повышенная шумность при работе насоса не указывает на его неисправность, хотя и может быть предвестником скорого выхода электродвигателя из строя. Сетку можно попытаться промыть вместе с баком, неисправный насос придется менять. Отмечены случаи, когда рывки при наборе оборотов являлись следствием заедания троса управления дроссельной заслонкой. На автомобилях с электронной педалью газа такая проблема невозможна.
Система зажигания
Рывки при ускорении могут возникать из-за изношенных свечей. В процессе работы зазор между электродами увеличивается из-за постепенного выгорания металла, что приводит к пропускам зажигания. На машинах с электронной системой управления работой двигателя пропуски зажигания фиксируются как ошибки. После считывания и расшифровки кодов можно понять номера цилиндров, в которых периодически пропадают вспышки. Увеличение зазора приводит к повышенной нагрузке на катушки, которые могут выйти из строя. Причиной рывков могут быть и сами катушки, причем на ряде марок автомобилей катушки выходят из строя регулярно. Пример – машины марки Opel с единой на 4 цилиндра катушкой, не отличающейся долговечностью.
Иногда проблемы с искрой появляются из-за нагара на электродах, который образуется из-за попадания в цилиндры масла или слишком обогащенной смеси. В этом случае нужно устранять причину оседания нагара, чистка или замена свечей будет временной мерой. Обогащение смеси может быть следствием неисправных форсунок – т.е. причина появления рывков становится двойной. Высокий расход масла появляется из-за износа поршневой группы или выхода из строя маслосъемных колпачков. Попадание масла в камеру сгорания, а затем в нейтрализатор приводит к перегреву и ускоренному выходу из строя последнего. Таким образом, наличие рывков из-за некорректной работы системы зажигания может быть следствием серьезных проблем с двигателем.
На старых авто использовалась система зажигания с установленной отдельно катушкой или распределителем зажигания. Для подачи импульсов тока к свечам использовались провода, которые со временем становятся причиной пропусков зажигания. Изоляция стареет от перепадов температур или воздействия паров нефтепродуктов, что приводит к периодическому отключению свечей и рывкам при разгоне.
Топливо
Рывки могут появляться из-за заправки некачественного бензина или после длительного простоя автомобиля, приводящего к ухудшению характеристик топлива. Из-за низкого октанового числа возникает детонация, электроника пытается устранить проблему смещением угла опережения зажигания. Как результат – снижается мощность и возможно появление рывков при попытке разгона, связанных с кратковременными отключениями двигателя. Устранить проблему можно путем слива горючего из бака или заправки бака бензином с высоким октановым числом. Если рывки не исчезают, то нужно проверять другие системы двигателя и трансмиссию.
АКПП
Одиночные толчки при разгоне, совпадающие с переключением передач, указывают на неисправность АКПП. Переключение ступеней в автоматической коробке осуществляется гидравликой с использованием фрикционных пакетов в современных моделях или тормозных лент в старых АКПП. Автоматическая коробка представляет собой набор планетарных рядов, компоненты которых блокируются или соединяются в определенной последовательности фрикционами. При переключении должны равномерно сработать два пакета, отставание одного из них приводит к появлению толчка. Замена жидкости в АКПП практически не изменит картину – в коробке есть проблема с гидравлическим модулем или изношены фрикционные пакеты.
Проблемы с электроникой
Двигатели с электронной системой управления оснащены большим количеством датчиков, отказ которых приводит к невозможности запуска или появлению рывков при ускорении. Как правило, найти причину проще всего по результатам компьютерной диагностики – отсутствие или недостоверный сигнал от датчика фиксируется блоком управления как ошибка. ЭСУД двигателя регулирует подачу топлива форсунками в зависимости от условий работы, поддерживая высокую экономичность и снижая токсичность отработавших газов. Плавающая неисправность датчиков положения коленчатого или распределительного валов приводит к появлению рывков при разгоне, которые могут наблюдаться в узком диапазоне частот вращения или при определенной температуре двигателя.
Отмечены случаи, когда рывки появлялись из-за использования неподходящей прошивки блока управления двигателем. Причем проблема могла быть заводской – нельзя исключать недоработки программного обеспечения производителем. В этом случае заводы всегда проводят отзывную акцию – владелец должен приехать к дилеру и модернизировать прошивку. Если толчки появились после самостоятельного обновления программы, то скорее всего в ПО есть какая-то недоработка. Перепрограммировать блок управления двигателем лучше в специализированном сервисе, который отвечает за качество работ.
Заключение
Существует множество причин появления рывков при разгоне автомобиля. Своими силами найти поломку достаточно сложно, владелец может потратить впустую время и деньги на замену деталей, которые на поверку окажутся полностью исправными. Точно определить причину рывков можно только после детальной проверки машины в условиях сервиса.