Руководство по выбору и замене аккумулятора для вашего автомобиля

Руководство по выбору и замене аккумулятора для вашего автомобиля

Аккумулятор автомобиля имеет ограниченный ресурс, зависящий от качества изготовления и условий эксплуатации. При подборе новой батареи следует учесть ряд нюансов, в противном случае аккумулятор не встанет на площадку либо не сможет запустить двигатель после ночной стоянки зимой. Необходимо помнить и о конструктивных особенностях электрической системы ряда автомобилей, влияющих на выбор батареи.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Типоразмер и способ крепления

Аккумуляторы выпускаются в различных корпусах по габаритам, при одинаковых размерах корпуса батарея может иметь разную емкость. В инструкции по эксплуатации к автомобилю и каталогах указываются допустимые габариты либо формат корпуса по стандарту JIS D5301. Все производители выпускают батареи по унифицированной размерной линейке, что упрощает подбор.
В рамках стандарта JIS D5301 батареи разделены на 8 групп, отличающихся шириной и высотой:
  • A – 125х160 мм;
  • B – 127х200 мм;
  • C – 133Х204 мм;
  • D – 170х200 мм;
  • E – 173х209 мм;
  • F – 180х210 мм;
  • G – 220х210 мм.
В кодировку по стандарту JIS D5301 вносится информация о длине корпуса аккумулятора в сантиметрах. Например, если требуется батарея стандарта D23, то она имеет ширину 170 мм, высоту 200 мм и длину 230 мм. На нижней части корпуса может присутствовать выступ для крепления на площадке в моторном отсеке прижимной планкой. Если фиксация осуществляется верхней пластиной, то можно выбирать аккумулятор без прилива на корпусе.
В случае отклонения в большую сторону аккумулятор не встанет на площадку либо окажется в опасной близости с капотом, а в ряде случаев металлическая крышка может касаться контактных штырей, что приведет к короткому замыканию. Кроме того, слишком большая высота корпуса не позволит нормально надеть провода либо кабели окажутся под постоянным натяжением, что в итоге приведет к обрыву.

Полярность

Автомобильные батареи могут иметь прямую или обратную полярность. Показатель определяет положение контактных штырей относительно крышки корпуса аккумулятора. Соответственно – под заданную полярность рассчитаны провода, при установке батареи с другой полярностью кабели просто не дотянутся до контактов. Обозначение полярности указывается в обозначении по стандарту JIS D5301 – буква L и R. Также существуют аккумуляторы с универсальной полярностью, рассчитанные на использование на грузовой технике.
Например, стандарт 75D23L обозначает:
  • 75 – коэффициент мощности, в данном примере соответствует диапазону емкости от 60 до 65 А*ч и силе пускового тока 510-630 А;
  • D23 – габаритный типоразмер;
  • L – расположение отрицательного вывода по левой стороне при развороте батареи контактами к себе (соответственно, если «минус» находится справа, то в маркировку вводится литера R).

Форм-фактор

Для автомобилей выпускаются батареи двух форм-факторов:
  • Европейский DIN, контакты расположены в углублениях на крышке, что снижает риск короткого замыкания при падении на аккумулятор металлического предмета. Штыри соответствуют стандарту Euro – имеют форму усеченного конуса с увеличенным сечением. Используются на автомобилях европейских брендов, но встречаются и на автомобилях азиатских марок.
  • Азиатский JIS, отличается использованием плоской крышки, контакты выступают над плоскостью. Штыри могут иметь уменьшенное сечение (азиатский тип) но встречаются батареи с контактами формата Euro. 

Напряжение

Большинство легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания имеет бортовую сеть напряжением 12 В. Модели с 6-вольтовой сетью встречаются крайне редко, выпуск таких машин остановили еще в 50-х гг. прошлого века. На грузовиках используется сеть напряжением 24 В, но на автомобилях ставятся два аккумулятора. Что касается машин с силовой установкой PHEV или гибридов, то на них имеется отдельная тяговая батарея, а остальные системы подключены к стандартному аккумулятору напряжением 12 В.

Как часто менять масло в двигателе Как часто менять масло в двигателе

Емкость

Емкость измеряется в ампер-часах, от параметра зависит время работы стартера и количество попыток старта. Рекомендуется использовать батареи с максимально возможной емкостью в пределах размеров корпуса или габаритов площадки. 
Пример. На KIA Ceed I поколения для рынка Европы ставилась батарея емкостью всего 45 А*ч. В российских климатических условиях емкость оказалась явно недостаточной, владельцы массово переходили на аккумуляторы емкостью 60-65 А*ч. Никаких проблем с зарядкой не возникает – мощность генератора достаточна для подзарядки.

Пусковой ток

Еще одним важным параметром при подборе является значение пускового тока при холодной прокрутке. Чем выше значение, тем проще будет запустить двигатель после ночной стоянки зимой. По стандарту пусковой ток измеряется при температуре окружающей среды -18⁰С на протяжении 30 секунд. Но конечное напряжение на клеммах зависит от стандарта измерения. Например, ток 440 А по стандарту DIN не будет полностью соответствовать 440 А по нормам SAE либо EN.
Бензиновый мотор менее требователен к току холодной прокрутки, хотя включение систем управления уже создает неплохую нагрузку на батарею. Если на автомобиле использован дизель, то аккумулятор должен обеспечить работу свечей накаливания, а затем прокрутку коленчатого вала стартером с учетом высокой степени сжатия. Рекомендуемый пусковой ток с указанием стандарта указывается в инструкции по эксплуатации.
Внимание! Если автомобиль оснащен дополнительными мощными потребителями, то следует устанавливать батарею максимальной емкости или вводить в состав сети второй источник питания. Подобные решения используются на экспедиционных внедорожниках с дополнительными электрическими лебедками или насосами для изменения клиренса, а также на машинах с мощной акустической системой.

Возможность обслуживания

На части батарей на крышке имеются пробки, позволяющие проверять уровень или плотность электролита, а при необходимости – доливать дистиллированную воду или менять электролит. Но чаще встречаются аккумуляторы с запаянной крышкой, в которой имеется лабиринтный канал для отвода газов. Насколько нужна возможность обслуживания – решает покупатель. При исправной системе зарядки и правильной эксплуатации батарея не требует доливки или проверки плотности электролита на протяжении всего срока эксплуатации.

Тип

В настоящее время базовые модели аккумуляторов имеют пластины из свинца с добавлением кальция. Классические свинцовые батареи на автомобилях практически не встречаются. Электролит в стандартных аккумуляторах находится в жидком состоянии, в случае сильного наклона или переворачивания корпуса электролит выливается в моторный отсек, повреждая лакокрасочное покрытие и вызывая образование очагов коррозии. АКБ из свинца с добавкой кальция боятся глубоких разрядов – достаточно один раз сильно «посадить» аккумулятор, чтобы он необратимо потерял емкость из-за сульфатации. Существуют методики, позволяющие частично восстановить батарею, но процедуры требуют много времени, а конечный результат устроит не каждого владельца автомобиля. Аккумуляторы не отличаются высокой стойкостью к вибрациям, но из-за простоты технологии производства отличаются невысокой ценой.
Если автомобиль оснащен системой «старт-стоп», то стандартная батарея быстро выйдет из строя из-за ненормативных нагрузок. Для таких машин подходят аккумуляторы типа EFB с жидким электролитом, но с пластинами с увеличенной толщиной и армированием стекловолокном. АКБ отличаются увеличенным ресурсом, стойкостью к вибрациям, повышенным пусковым током. Поскольку при работе системы «старт-стоп» нагрузка на аккумулятор выше, то технология EFB позволяет быстрее заряжать батарею даже в режиме коротких поездок.
На машинах с системами «старт-стоп» могут использоваться аккумуляторы AGM – между пластинами расположены губчатые прокладки из стекловолокна, пропитанного электролитом. В случае опрокидывания корпуса электролит остается в порах. Аккумуляторы не деградируют в случае глубокого разряда, обеспечивают высокий пусковой ток. К минусам батарей AGM и EFB относят высокую стоимость – использовать аккумуляторы на машинах без системы «старт-стоп» не имеет смысла.
Еще одной технологией, используемой в автомобильных аккумуляторах, является применение геля вместо классического жидкого электролита или сепараторов из пористого стекловолокна. Но при низкой температуре воздуха батареи гелевого типа сильнее теряют емкость, а при повышенном напряжении в линии зарядки возможно выделение жидкого электролита, который практически не удается вернуть в состояние геля. Аккумуляторы отличаются долговечностью и не боятся глубокого разряда, но выпускаются в ограниченном ассортименте и больше рассчитаны на использование на катерах, мотоциклах и прочей малогабаритной технике.

Дополнительные элементы

На большинстве аккумуляторов устанавливается индикатор для определения уровня зарядки. Датчик представляет собой поплавок, который всплывает на разную высоту в зависимости от плотности электролита. Индикатор не позволяет точно судить о состоянии батареи – замер идет только в одной из банок. Если в другой банке произошло короткое замыкание, то АКБ не сможет прокрутить коленчатый вал даже прогретого двигателя. 

Дата выпуска

Дата производства - очень важный параметр, который учитывают при покупке стартерной батареи. Не рекомендуется приобретать аккумуляторы старше 1 года, поскольку при хранении происходит саморазряд. А при нарушении условий складирования аккумулятор разряжается очень сильно. Затем его просто заряжают от внешнего устройства, но сульфатация пластин уже повлияет на емкость и надежность работы. 
Дата выпуска наносится на пластиковый корпус – способ маркировки зависит от производителя. Дата может наноситься с указанием недели и года выпуска, некоторые производители маркируют продукцию с точностью до дня изготовления.

Как быстро подобрать АКБ

Проще всего подобрать аккумулятор с помощью электронного каталога. После указания марки, модели, года выпуска и особенностей силовой установки система автоматически выберет АКБ. Хотя данный метод имеет недостаток – как правило, перечисляются аккумуляторы с допустимыми заводскими параметрами, а площадка для батареи может вместить источник питания с большей емкостью. В этом случае целесообразно обратиться в магазин либо изучить отзывы владельцев машин аналогичной модели. Иногда удается найти очень интересные варианты батарей, опробованные другими собственниками.

Установка нового аккумулятора

Для установки новой батареи необходимо:
  1. Открыть капот или багажный отсек либо откинуть подушку заднего ряда сидений – место установки аккумулятора зависит от автомобиля.
  2. Отвернуть винты и отключить провода бортовой сети – сначала отрицательный, а потом положительный. Затем снять крепление АКБ – прижимную планку или иное приспособление
  3. Установить новый аккумулятор и подключить положительный провод, а затем – «минусовой». На клеммы рекомендуется нанести слой электротехнической смазки, защищающей поверхности от окисления. Болты клемм подтянуть ключом, контакт должен быть максимально плотным. Растянутые клеммы рекомендуется заменить – из-за плохого контакта возможны сложности при пуске двигателя.
В ряде случаев аккумуляторы оснащаются чехлами из пластика или пористого материала. Чехол снимают перед демонтажем батареи либо вместе с аккумулятором, а затем переставляют на другой источник питания.

Возможные проблемы

На ряде автомобилей устанавливается штатная магнитола с кодом, который требуется вводить после каждого отключения питания. Если владелец потерял заводскую карточку с паролем, то в случае отключения батареи возникнут сложности. Код придется запрашивать через дилера либо обращаться к мастерам, умеющим снять блокировку. В этом случае при замене батареи необходимо сохранить питание бортовой сети от второго аккумулятора – например, подключив его тонкими проводами с зажимами. Методика также практикуется владельцами, не желающими повторно программировать различные системы автомобиля.
На машинах с цифровым управлением генератором требуется вносить сведения о емкости и типе новой батареи. Если аккумулятор идентичен старому, то программирование не понадобится. Когда характеристики новой батареи иные, то в случае сохранения настроек возможна перезарядка или недозарядка АКБ, что приведет к снижению ресурса. Важно понимать – правильная работа системы зарядки с цифровым управлением обеспечивает срок службы аккумулятора до 8-10 лет без подзарядки от внешнего оборудования.

Заключение

Подбор аккумулятора для автомобиля лучше всего осуществлять по каталогам или по характеристикам старой батареи. Если владелец не уверен в своих аналитических возможностях, то лучше обратиться в автосервис или крупный магазин, занимающейся поставками батарей для автомобилей и прочей техники. Услуга подбора практически всегда бесплатна, а новый аккумулятор прослужит на автомобиле не один год, обеспечивая уверенный старт двигателя в зимнее время.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?