В эпоху СССР и тотального дефицита запасных частей владельцы автомобилей нередко восстанавливали изношенные детали. Отголоски той эпохи сохранились и поныне – иногда собственники машин пытаются продлить жизнь вытекшим амортизаторам, хотя эффективность восстановления достаточно низкая. Неисправный амортизатор нужно менять – если нет возможности купить дорогой оригинал, то лучше найти качественный аналог.
Основные проблемы
При эксплуатации автомобиля
амортизатор передний или задний постепенно изнашивается, что приводит к утечке жидкости или газа. В результате рабочие характеристики амортизатора снижаются, машина начинает раскачиваться на неровностях, ухудшается управляемость. Срок службы амортизаторов зависит от множества факторов – качественные детали при эксплуатации в щадящих условиях способны выдержать свыше 100 тыс. км.
При этом дешевые детали или жесткие условия эксплуатации резко снижают срок службы, первые проблемы могут появиться через 10-20 тыс. км. Выход из строя амортизатора приводит к повышенной нагрузке на пружины, что становится причиной разрушения – чаще всего отрывает нижний или верхний виток.
Основные причины выхода из строя амортизаторов:
- истирание или отслоение хромированного покрытия на штоке;
- разрушение или износ сальника, герметизирующего стык со штоком;
- утечки газа или масла по стыку сальника и корпуса;
- механическое повреждение (загибание штока или деформация корпуса после ДТП).
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Диагностика
Основной способ проверки – нужно рукой качнуть автомобиль, при неисправных стойках кузов будет качаться с медленно гаснущей амплитудой. Наличие следов жидкости на корпусе указывает на наличие проблем с герметичностью амортизатора, который может быть исправным – при небольшой утечке характеристики амортизатора могут сохраняться. Для точной диагностики можно использовать стенд, имитирующий движение автомобиля по неровной дороге с учетом характеристик подвески. Иногда используют стенды для проверки снятого амортизатора – такое оборудование обходится дешевле и нередко встречается в сервисах.
Сложности
Стандартные амортизаторы современных автомобилей выполнены неразборными – корпус завальцован или заварен. Завальцованные однотрубные газовые амортизаторы разобрать проще всего, перед началом работы нужно полностью стравить газ. Сложности начинаются после разборки и дефектовки - необходимые для ремонта манжеты и прочие детали просто не поставляются на рынок запасных частей. При ремонте придется использовать аналоги либо собирать из нескольких однотипных амортизаторов один исправный. Целесообразность такого восстановления находится под большим вопросом. Вальцовку корпуса заменяют на резьбовую пробку, не учитывая толщину металла корпуса. При нарезке резьбы стенка корпуса имеет небольшую толщину и может разорваться при нормативной нагрузке.
Нужно понимать, что при работе амортизатора практически всегда появляется износ на штоке, который не поставляется как запчасть. При установке нового сальника (если его удастся найти или подобрать) герметичности стыка все равно не будет – из-за износа может появиться течь. Есть сложности с повторной завальцовкой корпуса – используемое в сервисе оборудование отличается от заводского. Ремонт газовых или гидравлических амортизаторов в подавляющем числе случаев экономически нецелесообразен. Нарушение герметичности сальников приводит к проникновению грязи в амортизатор – для ремонта нужно полностью разобрать и промыть узел, а затем собрать с соблюдением заводских технологий.
В каких случаях есть смысл ремонтировать
Ремонт целесообразен только для пневматических подушек. В крупных городах есть сервисы, занимающиеся восстановлением узлов. Владелец машины сдает свои неисправные подушки и за доплату получает отремонтированные. Также есть смысл попробовать восстановить амортизаторы для автомобилей премиального сегмента – зачастую стоимость оригинальных деталей достаточно велика, а выбор комплектующих от сторонних производителей ограничен. С другой стороны – при покупке любого автомобиля нужно оценивать финансовые возможности в плане дальнейшего содержания.
В остальных ситуациях амортизаторы нужно менять – уповать на дороговизну запчастей, отсутствие денег или желание сэкономить не стоит. Практически всегда можно найти дешевые амортизаторы или патроны для стоек от альтернативных поставщиков. Да, ресурс таких комплектующих будет небольшим, но они будут новые, а не отремонтированные с использованием различных заменителей или компонентов, снятых с таких же изношенных амортизаторов.
Внимание! При ремонте большую сложность создает отсутствие специального масла, использование заменителей не дает исходных характеристик. Естественно, что в сервисе о такой «мелочи» говорить не будут, а расскажут о полном восстановлении амортизатора и ресурсе, практически соответствующем новым деталям.
Способы увеличения ресурса
Основной причиной раннего выхода из строя даже качественных амортизаторов является грязь, попадающая на шток. Для защиты штока используется резиновый пыльник, который может соскочить или порваться при эксплуатации автомобиля. В ряде случаев конструкция пыльника неудачна – кромка заминается корпусом амортизатора практически сразу после установки. В этой ситуации придется подбирать пыльник неоригинального производства или сразу смириться с риском ускоренного износа амортизатора. Штоки современных амортизаторов имеют очень тонкое покрытие хромом и достаточно быстро повреждаются песком и реагентами.
Заключение
Услуга ремонта амортизаторов во многом является следствием желания владельцев сэкономить на обслуживании автомобиля. В подавляющем большинстве для восстановления используются неоригинальные комплектующие или детали с других амортизаторов, окончательно вышедших из строя. Ремонтировать амортизатор или покупать новый – решать владельцу автомобиля.