Ремонт и обслуживание системы кондиционирования в автомобиле

Ремонт и обслуживание системы кондиционирования в автомобиле

Большинство легковых машин оснащено кондиционером с ручным или автоматическим управлением. Климатическая установка нуждается в периодическом обслуживании, а также может потребовать ремонта. Поскольку самостоятельно выполнить работы практически невозможно, то ремонт и обслуживание кондиционера лучше доверить специалистам.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Краткие сведения о системе

Для охлаждения и осушения воздуха в салоне автомобиля используется кондиционер с компрессором, имеющим привод от силовой установки. Контур системы заполнен хладагентом, тип которого зависит от года выпуска и марки автомобиля – чаще всего встречается тетрафторэтан или R134a. Сжиженный хладагент поступает в испаритель, при переходе в газовую фазу происходит поглощение тепла. Подобный эффект используется для охлаждения воздуха. Затем компрессор закачивает газообразный хладагент в конденсатор, где происходит обратный переход газа в жидкую фазу. Для отвода избыточного тепла на конденсаторе установлен вентилятор, как правило – общий с радиатором системы охлаждения двигателя.

Проверка хладагента

Для проверки количества хладагента в контуре используется специальный стенд, который способен откачать газ и произвести повторную заправку. Вместе с хладагентом в системе циркулирует масло, защищающее компрессор от быстрого износа. По внешнему виду откачанного масла можно судить о состоянии компрессора – потемнение и наличие металлической пыли указывает на износ деталей. Количество хладагента в контуре указывается на заводской наклейке в моторном отсеке, а также в справочной литературе.
Как часто менять масло в двигателе Как часто менять масло в двигателе
При заправке кондиционера важно соблюдать требования производителя к сорту и количеству масла. Например, компания Denso рекомендует использовать в своих системах масло только собственных марок, при использовании материалов других брендов возможен выход компрессора из строя. Например, масло может не соответствовать нормативам по вязкости, что со временем приведет к износу поршневой части компрессора.
Также при замене хладагента производят опрессовку контура, показывающую герметичность системы. Небольшие дефекты приводят не только к постепенной утечке хладагента, но и к попаданию в контур влажного воздуха. Образующийся конденсат проникает в компрессор, вызывая коррозию поршней, а в ряде случаев приводит к гидроудару и полному выходу компрессора из строя. Но проникновение влажного воздуха возможно только после полной утечки хладагента, который всегда находится в системе под давлением. При заправке в хладагент заправляют специальную присадку, которая показывает места утечки при засветке трубок или теплообменника ультрафиолетовой лампой.

Состояние радиатора и ремня

Теплообменник конденсатора находится в кассете радиаторов в передней части автомобиля. Со временем соты забиваются грязью, мелкие камни повреждают тонкие ребра, уменьшая полезную площадь. Рекомендуется не реже раза в год удалять грязь потоком воды под небольшим напором либо нагретым паром, при высоком давлении возможно повреждение ребер или смятие трубок. Но для качественной мойки требуется снятие и разборка кассеты, поскольку пух и грязь скапливаются между радиатором системы охлаждения и конденсатором кондиционера. 
Также рекомендуется ежегодно осматривать приводной ремень – при наличии трещин или расслоения ремень подлежит замене. Срок службы ремня зависит от производителя и варьируется в пределах от 40 до 200 тыс. км. В ряде случаев производитель автомобиля вообще не регламентирует срок службы – ремень меняют «по состоянию».

Испаритель

Поскольку испаритель контактирует с подаваемым с улицы в салон воздухом, то со временем на поверхности оседает слой пыли. Установка фильтра в системе микроклимата не дает полной защиты от загрязнения испарителя – пыль и пух от цветущих растений могут попадать на радиатор и из салона автомобиля. Отложения впитывают влагу и являются зоной размножения бактерий, в ряде случаев при пуске кондиционера в салон подается неприятно пахнущий воздух.
Поскольку добраться до испарителя для механической очистки достаточно сложно, то широкое распространение получили химические реагенты. Чаще всего используется пенный антибактериальный состав, подаваемый на испаритель через технологические отверстия в корпусе климатической установки. Пена очищает испаритель, уничтожает микроорганизмы и выходит через трубку для слива конденсата. Периодичность профилактической очистки – не реже раза в год, но большинство производителей пенных составов рекомендуют проводить обработку в два раза чаще.
Также популярны дымовые шашки, которые ставят около отверстий для забора воздуха из салона, открытых при включении режима рециркуляции. Вентилятор климатической установки прогоняет воздух с антибактериальным составом через испаритель, грязь смывается конденсатом и стекает по дренажному каналу на улицу. Также встречаются бюджетные варианты обработки испарителя смесью хлоргексидина и димексида, которую распыляют через окно для установки салонного фильтра при работающем кондиционере.

Компрессор

Компрессор кондиционера является достаточно надежным узлом, но в случае использования некачественного масла в контуре или попадания воды узел выходит из строя. На ресурс компрессора влияет состояние конденсатора – при забитых сотах нагрузка на поршневую группу увеличивается, что может вызвать поломку. При появлении проблем компрессор начинает шуметь при работе. Затем по мере дальнейшей выработки контактирующих поверхностей гул будет нарастать, в итоге компрессор заклинит. При износе компрессора в систему циркуляции хладагента попадает металлическая стружка – именно эти частицы хорошо видны в масле при откачке старого хладагента в ходе замены. 
Монотонный шум при отключенной системе кондиционирования, исходящий со стороны компрессора, указывает на износ подшипников шкива. В этом случае достаточно просто установить новый шкив либо заменить подшипники, если конструкция шкива допускает такой ремонт. Если муфта привода компрессор не включается при нажатии на кнопку кондиционера в салоне, то, возможно, произошел обрыв проводки. Важно понимать, что на современных машинах компрессор не оснащается электромагнитной муфтой. Подача и отключение потока хладагента осуществляется клапанным модулем, работающим по сигналам от блока управления. 
Если компрессор вышел из строя, то возможно восстановление узла в сервисе или покупка детали на разборке. Когда выбирается второй вариант, то при выборе запчасти важно оценить внешнее состояние и легкость вращения шкива. Не допускаются сколотые крепления, заедания или шумы при прокрутке шкива от руки. Отверстия для подключения трубок должны быть закрыты пробками, иначе в каналы попадет грязь. При снятии заглушек из компрессора должно вытекать прозрачное масло – полностью удалить масло при откачке хладагента невозможно.

Заключение

Наличие кондиционера в автомобиле повышает уровень комфорта, но система требует регулярного ухода. Помимо замены салонного фильтра необходима дезинфекция испарителя и мойка радиатора, расположенного в передней части машины и активно загрязняющегося в весенний период пухом. Также требуется периодическая дозаправка контура хладагентом в условиях сервиса, позволяющая оценить состояние компрессора по внешнему виду откачанного масла.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?