Вылет диска: на что влияет параметр ET и как его узнать

Вылет диска: на что влияет параметр ET и как его узнать

Одним из важных параметров колесного диска является вылет, определяющий расстояние от центральной оси обода до линии примыкания диска к ступице. Вылет может иметь положительное или отрицательное значение, в ряде случаев центральная ось совпадает с линией стыка диска со ступицей. Вылет не зависит от остальных параметров диска, однако влияет на передаваемые от шины на ступицу и подвеску усилия.

Общие сведения

Вылет обозначается аббревиатурой ЕТ и числами, указывающими на расстояние между центральной осью и линией монтажа к ступице в миллиметрах. Примеры маркировки: ЕТ43 для положительного, ЕТ-43 для отрицательного и ЕТ0 для нулевого вылета. В пределах одной модели машины, когда используютсяя диски с разной шириной обода или диаметром, значение ЕТ будет единым. Информация о вылете указывается в инструкции по эксплуатации и наносится на диске, а также может быть рассчитано по геометрическим размерам диска.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Общее назначение дисков в зависимости от вылета:
  1. Положительный – заводит колеса в арки, плоскость соприкосновения со ступицей находится рядом с лицевой частью. Наиболее распространенный тип, ставится на любые автомобили.
  2. Отрицательный – линия соприкосновения со ступицей расположена ближе к внутренней плоскости диска. Используют для сборки колес, предназначенных для внедорожных автомобилей.
  3. Нулевой – линия монтажа и центральная ось совпадают, используется достаточно редко на специальных автомобилях с увеличенной шириной кузова.

На что влияет ET

Вылет рассчитывается на стадии проектирования подвески с учетом дополнительных факторов. Вес автомобиля неравномерно распределяется по осям, на каждое колесо действует вертикально направленная сила, приложенная по центру пятна контакта шины с дорогой. Точка приложения силы расположена напротив оси симметрии колеса, пружин и амортизатора (рассматривается наиболее распространенная схема подвески со стойкой МакФерсон).
Вертикально направленная сила создает нагрузку на ступичный подшипник, а затем передается на рычаги, пружину и амортизатор. При изменении вылета колесного диска происходит смещение точки приложения силы, что приводит к перераспределению нагрузки. В результате подвеска воспринимает избыточные усилия, возможно ухудшение управляемости. Детали ходовой части могут выходить из строя раньше положенного срока. 
Таким образом, при подборе дисков нужно четко придерживаться требования производителя к вылету. Изменение значения на 5-10 мм в любую сторону может оказать негативное влияние на подвеску и управляемость. В случае критических нагрузок детали ходовой части могут разрушиться, что приведет к возникновению аварийной ситуации. Также не рекомендуется установка проставок, меняющих вылет – последствия для подвески будут негативными, кроме того, придется использовать нестандартные болты или шпильки для крепления колеса.
Вылет диска важен для правильной работы рулевого управления. Установка колес с нестандартным вылетом не позволяет рулевому управлению работать в штатном режиме. Шины могут задевать за детали подвески, подкрылок или кузов при максимальных углах поворота руля либо при предельных ходах подвески на сжатие. Возможно изменение нагрузки на шины в поворотах, приводящее к ухудшению маневренности или быстрому износу протектора.
Установка дисков с нестандартным вылетом может привести к выходу колеса из арки. В результате на боковую часть кузова будет лететь грязь или отлетать в сторону едущих сзади машин. Камешки и песок способны отбивать лакокрасочное покрытие по кромкам арок, а также на боковинах кузова. При этом увеличение колеи за счет вылета не оказывает положительного влияния на устойчивость автомобиля из-за некорректно работающей подвески.
Вылет подбирается также с учетом обеспечения безопасного зазора между суппортом и диском. В случае установки нестандартного диска возможен контакт с суппортом либо расстояние будет явно недостаточным для эффективного отвода тепла. В теории – можно подбирать компоненты подвески и тормозной системы под другое значение вылета, алгоритм работы ходовой части может быть далеким от заводского варианта.

Определение

Значение вылета всегда закодировано в маркировке, наносится на внутренней стороне диска. Например, если имеется обозначение 6.5Jx16 H2 5/116 ET48 d56.1, то вылет диска положительный и составляет 48 мм – значение ЕТ48 в маркировке. При отсутствии маркировки или заводской этикетки, расчет вылета выполняется по результатам обмера диска.
Для определения необходимо:
  1. Очистить диск от грязи и коррозии на боковых кромках.
  2. Подготовить ровную и гладкую поверхность – например, лист толстой фанеры.
  3. Уложить диск горизонтально на поверхность лицевой стороной вниз.
  4. При помощи инструментальной линейки определить высоту диска, рекомендуется выполнить несколько замеров в разных точках (параметр Y).
  5. Вставить линейку в центральное отверстие и определить расстояние от привалочной до опорной плоскости (параметр X). Замер нужно производить по внутренней части диска, контактирующей со ступицей.
  6. Высчитать вылет по формуле X-Y/2.
Для замеров рекомендуется использовать инструментальную линейку. Рулетка или школьная линейка не подойдут из-за недостаточной точности. Проверить корректность найденного ЕТ можно путем поиска аналогичных по дизайну и размерности дисков в продаже, хотя многие производители выпускают диски с одним рисунком спиц в нескольких вариантах по вылету.

Заключение

При подборе новых дисков учитывайте допустимую размерность, расположение и число крепежных отверстий, а также вылет. Не рекомендуется приобретать диски со значением вылета, не соответствующим заводским требованиям более чем на 3-5 мм. Большинство сторонних производителей дисков выпускает продукцию под конкретные модели автомобилей, что позволяет найти диск с требуемым значением ЕТ.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?