Для работы дизеля необходимо распыление топлива, подаваемого под давлением. Конструкция аппаратуры впрыска зависит от модели и года выпуска двигателя – самым простым вариантом является механический
ТНВД. Насос является достаточно надежным узлом, проблемы начинаются при пробегах свыше 300-400 тыс. км.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Механические
ТНВД в настоящее время не используются, поскольку не обеспечивают точную дозировку топлива. По этой причине в 90-х гг. прошлого века механическая аппретура получила электронное управление, а затем была вытеснена насос-форсунками, которые оказались достаточно капризными. Современные дизельные двигатели оснащаются системой Common Rail с плунжерным насосом, аккумулятором давления и форсунками электрогидравлического либо пьезоэлектрического типа, обеспечивающими быстроту работы и точную дозировку подачи топлива. Механические и электронные ТНВД установлены на машинах выпуска не позднее 90-х гг. прошлого века и, в силу естественного износа и особенностей конструкции, требуют ремонта и регулировки. Механические насосы также часто встречаются на судовых и тепловозных дизелях.
Конструкция
Автомобильные легковые дизели чаще всего оснащаются рядными ТНВД с приводом от коленчатого вала зубчатыми колесами или ремнем. В конструкции всегда есть насос для первичной подачи топлива из бака, оснащенный вспомогательным ручным приводом. Кулачковый вал ТНВД воздействует на плунжерные пары в соответствии с порядком работы цилиндров. Предусмотрена установка регулятора оборотов с ограничителем максимальной частоты вращения. Давление впрыска составляет не менее 200 бар, достаточное для равномерного распыления топлива. Изменение подачи топлива достигается при помощи поворота плунжерных пар рейкой, соединенной с педалью газа. Механические ТНВД на ряде дизелей поддерживают функцию отключения части цилиндров при работе дизеля в режиме холостого хода.
Поломки
Основные признаки проблем с ТНВД:
- увеличенный расход топлива при неизменных условиях эксплуатации;
- появление следов течи топлива;
- проблемы с запуском дизеля вне зависимости от температуры антифриза и окружающей среды;
- появление дымного выхлопа, свидетельствующего о чрезмерной подаче топлива.
Практически все проблемы с ТНВД являются следствием износа прецизионных пар. Большой вред топливной аппаратуре наносит вода, попадающая в топливо при заправке или в виде конденсата со стенок бака. Наличие в топливе механических примесей, прошедших через фильтр, приводит к дополнительному износу контактирующих деталей. Основной способ продления ресурса ТНВД и других компонентов топливной системы дизеля – своевременное обслуживание с установкой новых фильтров.
Неправильная регулировка
Механический ТНВД требует ручной регулировки момента начала впрыска, который должен происходить до выхода поршней в крайние верхние положения. Проблема появляется в случае неправильной установки насоса после ремонта двигателя или ТНВД, а также вследствие износа деталей. В кустарных условиях отремонтировать насос невозможно, узел восстанавливают в специализированном сервисе. Своими силами можно попробовать скорректировать угол опережения с учетом требований производителя двигателя. Выставление угла осуществляется по меткам, имеющимся на шестернях привода.
Коррозия
При наличии воды в топливе не исключена коррозия стальных деталей. Вода смывает с поверхностей слой топлива, который защищает детали от износа. При регулярных простоях автомобиля коррозионные процессы усиливаются. Ремонт заключается в разборке насоса в условиях сервиса и оценке состояния деталей – при сильной коррозии придется менять поврежденные детали. Окончательное решение о необходимости установки новых компонентов принимает мастер.
Износ плунжерных пар
Плунжерная пара изготавливается с высокой точностью. Попадание воды или грязи (в топливе или при неаккуратной сборке после кустарного ремонта) приводит к появлению дефектов на трущихся поверхностях. В результате снижается давление впрыска, что приводит к проблемам при запуске дизеля и его общей нестабильной работе. Проверить состояние плунжеров можно вращением вала от руки – исправные пары создают переменное сопротивление. Если вал вращается с трудом или прокручивается очень легко, то нужно отдавать ТНВД в сервис на детальную проверку.
Для проверки создаваемого давления используют специальный тестер, в кустарных условиях – манометр с пределом измерения выше давления, создаваемого исправным ТНВД. Прибор крепят к выходу насоса вместо трубки, идущей к форсунке, а затем прокручивают вал насоса. При проверке в сервисе есть возможность менять обороты и точно определять давление при разных режимах работы. В кустарных условиях обычно определяют давление при прокрутке вала стартером, по значению которого уже можно сделать предварительный вывод о состоянии плунжерной пары.
Заедание рейки
Износ или коррозия деталей приводит к заеданию рейки. Проверить легкость хода привода можно рукой, предварительно сняв тягу или тросик от педали газа. При тестировании есть смысл проворачивать вал ТНВД, определяя подвижность рейки при любом положении плунжеров. Если есть эффект закусывания рейки или смещение требует больших усилий, то насос нужно отдавать в ремонт.
Течь топлива
Если есть следы вытекания топлива по местам соединения трубок с ТНВД, то достаточно попробовать подтянуть крепления. Если протяжка не помогает, то придется менять трубки. Следы топлива на насосе указывают на износ уплотнений. Чаще всего для проверки достаточно запустить двигатель и покачать рычаг ручного привода подкачивающего насоса. Полноценно определить места утечки топлива можно только после разборки ТНВД и дефектовки деталей в условиях сервиса.
Профилактика
Снизить скорость износа и увеличить ресурс ТНВД позволяет регулярное обслуживание системы подачи топлива. Фильтр нужно менять с периодичностью, указанной производителем дизеля. При заправке топливом на разных АЗС рекомендуется периодически сливать отстой из бака, одновременно оценивая качество купленного топлива. В идеале – из нижней части бака должно сливаться чистое топливо без примесей воды, грязи или ржавчины. Ржавчина в топливе может появляться из-за коррозии стенок стального бака, возникающей из-за конденсата. Снизить риск образования конденсата позволит полная заправка бака топливом перед простоями.
Если бак изготовлен из пластика, то проблемы с коррозией не будет, хотя рекомендация хранить машину на стоянке или в гараже с полным баком остается. Не менее важен своевременный переход с одного сезонного сорта топлива на другой. Летнее топливо содержит больше парафинов, выпадающих в осадок и блокирующих аппаратуру впрыска при отрицательной температуре воздуха. Частицы твердого парафина могут повредить прецизионные плунжерные пары и вызвать проблемы при дальнейшей эксплуатации дизеля.
Заключение
Увеличить ресурс ТНВД механического типа позволяет регулярное обслуживание и использование качественного топлива. Любые манипуляции, предусматривающие разборку и регулировку насоса, нужно осуществлять в сервисе. В гаражных условиях качественно собрать и настроить ТНВД практически невозможно.