Как выбрать качественный антифриз и когда его менять

Как выбрать качественный антифриз и когда его менять

Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания заполнена антифризом, который не замерзает при низкой температуре воздуха и надежно отводит избыточное тепло. Жидкость имеет ограниченный ресурс и требует периодической замены, срок службы зависит от ряда факторов. Замена антифриза является одним из этапов технического обслуживания автомобиля.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Назначение

Для охлаждения двигателей может использоваться поток воздуха или жидкость. В первом случае часть избыточного тепла отводится с маслом, для охлаждения которого имеется радиатор. Моторы с системой жидкостного охлаждения больше подходят для автомобилей, хотя встречаются машины с «воздушниками». Изначально в качестве охлаждающей жидкости использовалась очищенная от солей и минералов вода, которую требовалось регулярно менять и сливать перед ночной стоянкой зимой из-за риска замерзания и «размораживания» системы охлаждения.
Вода использовалась в системах двигателей с невысокой литровой мощностью, но уже в 20-х гг. прошлого века возникли проблемы с работой систем охлаждения форсированных авиационных двигателей. В результате были созданы жидкости на основе этиленгликоля, были попытки использовать и другие вещества. Современные ОЖ имеют достаточно сложный химический состав и не замерзают при снижении температуры до -40⁰С. Есть арктические разновидности антифризов, выдерживающие мороз до -60⁰С. Основной всех ОЖ является моноэтиленгликоль, разбавленный дистиллированной водой с пакетом присадок.

Разновидности

Антифризы разделяют на категории по химическому составу:
  • органические, не содержащие фосфатов и силикатов;
  • неорганические на основе силикатов и фосфатов;
  • гибридные, сочетающие характеристики органических и неорганических жидкостей;
  • лобридные, разделяемые в зависимости от состава присадок на фосфатные и силикатные.
Классическим примером неорганической ОЖ является «тосол», который стал производиться в СССР после строительства и ввода в эксплуатацию завода ВАЗ. В состав жидкости входят неорганические присадки, снижающие агрессивное влияние основы антифриза на металлы. Присадки формируют на поверхностях системы охлаждения защитную пленку, которая ухудшает отвод избыточного тепла. Пленка не отличается высокой прочностью, при ее разрушении начинается процесс коррозии металлических деталей. Эффект восстановления покрытия длится недолго из-за недолговечности присадок.
Описанные выше причины привели к разработке органических составов с присадками на основе карбосиликатов. Вещества остаются в растворе и активно противодействуют коррозии, образуя на поврежденном участке защитную пленку. Антифризы рассчитаны на двигатели из алюминия и мало подходят для чугунных блоков или радиаторов старого типа, изготовленных из сплавов на основе меди. Процесс окисления (коррозии) зависит от наличия воздуха в системе, при падении уровня ОЖ в контур могут попадать пузыри воздуха. При использовании органической жидкости на машинах с чугунными блоками нужно регулярно контролировать уровень в бачке.
Гибридные ОЖ обеспечивают защиту двойным способом – на стенках системы образуется покрытие, а часть присадок остается в растворе и начинает работать по мере необходимости. ОЖ гибридного типа не подходит для двигателей с напряженным термическим режимом работы, но отличается увеличенным, по сравнению с неорганическими антифризами, ресурсом. 
Лобридные жидкости отличаются пакетом присадок – образующийся защитный слой на стенках очень тонкий и не ухудшает теплообмен. Состав пакета присадок практически не влияет на характеристики лобридных антифризов.
В состав антифризов вводят красители, цвет жидкости никогда не указывает на ее тип. Также ОЖ делятся на категории по допускам, которые разрабатывают производители двигателей. Наиболее известная шкала градации от VW, предусматривающая разделение жидкостей на группы G11, G12, G13. Для автомобилей других марок существуют свои допуски, отличающиеся от нормативов VAG. Данные о требованиях к антифризу всегда указываются в инструкции по эксплуатации.

Срок службы

ОЖ в системе охлаждения постепенно теряет характеристики из-за распада присадок. Процесс активен даже на мало эксплуатируемых автомобилях, производители указывают срок службы жидкости в километрах пробегах или времени использования. Информация о периодичности замены имеется в инструкции по эксплуатации, а также наклейке в моторном отсеке.
Срок службы зависит от качества антифриза, некоторые производители предписывают замену заводской жидкости через 10 лет или 160-200 тыс. км. Информация о долговечности антифриза всегда указывается на заводской этикетке. В большинстве случаев рекомендуется менять ОЖ через 3-4 года эксплуатации или 40-50 тыс. км, хотя антифриз к этому времени практически не теряет своих исходных характеристик.
При приобретении готового антифриза или концентрата необходимо проверять дату выпуска. Причина – ограниченный срок хранения, после окончания которого возможна частичная потеря характеристик. Срок хранения варьируется в пределах от 3 до 8 лет и зависит от химического состава ОЖ и типа упаковки, а также от условий складирования – большинство производителей не рекомендует хранить антифризы под прямым солнечным светом или в помещении с повышенной температурой воздуха. 

Подбор

Самый правильный способ подбора антифризов – использование каталогов производителей. Лидером в сфере производства ОЖ в РФ является компания Cool Stream, которая выпускает жидкости для двигателей разных брендов. Покупателю достаточно ввести данные о модели и дате выпуска автомобиля в интерактивный каталог, система подберет варианты антифризов с указанием преимуществ и недостатков. На сайте производителя указан список официальных дилеров, у которых можно приобрести ОЖ.
Не следует приобретать антифризы по очень низкой цене, поскольку есть риск купить подделку. Изготовление поддельных ОЖ не является прибыльным бизнесом, но вероятность нарваться на поддельную жидкость есть. Чаще всего подделывают «тосол», используя вместо этиленгликоля дешевый метиловый спирт. Поскольку производство метанола регламентируется законодательством, то для изготовления подделок используют старую жидкость, которую «обновляют» присадками и очищают от механических примесей.
При покупке антифриза следует избегать универсальных жидкостей, подходящих для любых типов автомобилей. Замечание особенно касается термически нагруженных двигателей с наддувом, имеющих высокую литровую мощность. Кроме того, требования различных марок иногда являются диаметрально противоположными – создать универсальную жидкость под такие допуски физически невозможно.

Заключение

Регулярная замена антифриза в соответствии с требованиями производителя улучшает условия работы двигателя. Необходимо использовать жидкости с допусками, установленными заводом-изготовителем автомобиля. Применение дешевых антифризов приводит к загрязнению системы охлаждения и локальным перегревам, способным вывести двигатель из строя.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?