Турбина: как правильно ездить с турбомотором и стоимость ремонта

Турбина: как правильно ездить с турбомотором и стоимость ремонта

Двигатели внутреннего сгорания с наддувом стали широко использоваться с первого десятилетия XXI века. Моторы отличаются небольшим объемом и хорошими характеристиками, при этом в щадящем режиме расходуют немного топлива. Турбины встречаются на бензиновых и дизельных двигателях, ресурс системы наддува зависит от условий эксплуатации и качества обслуживания.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Наддув позволяет подавать в цилиндры воздух под избыточным давлением, обеспечивая повышение мощности и крутящего момента при одновременном снижении рабочего объема. Популярность двигателей с наддувом обусловлена законодательными нормами в Европе, где сумма налога рассчитывается в зависимости от литража двигателя. Экономичность моторов с турбиной сделала их популярными и в других странах, хотя двигатели весьма требовательны к качеству топлива и масла. В состав системы наддува входит турбина, которая раскручивается потоком выхлопных газов. На ряде двигателей в состав системы наддува могут входить две турбины – или в дополнение к турбине может устанавливаться механический компрессор.

Сжатый воздух проходит через охладитель жидкостного или воздушного типа, а затем подается в цилиндры. В конструкции турбины предусматривается ограничитель давления, имеется отдельная магистраль для подачи масла к подшипникам скольжения. При износе опор увеличивается расход масла, хотя практически все двигатели с турбинами отличаются повышенным угаром масла, особенно при длительных поездках на высоких оборотах. Что касается топливной экономичности, то минимальный расход достигается при аккуратном обращении с педалью газа. Чем выше обороты двигателя, тем больше будет расход – турбина не в состоянии отменить законы физики.

При работе турбины вал вращается в подшипниках скольжения, между поверхностями образуется тонкая пленка масла, препятствующая износу. В конструкции предусмотрены лабиринтные уплотнения, снижающие риск заброса масла в рабочую камеру и дальнейшей подачи с воздухом в цилиндры. Несмотря на уплотнения, масло всегда есть в потоке воздуха от турбины, причем его концентрация возрастает при повышении оборотов. Попадание грязи в зазор между валом и подшипниками приводит к появлению задиров и нарушению целостности пленки.

Турбина требовательна к характеристикам масла, которое должно быть стойким к воздействию высокой температуры. В противном случае образуется нагар или кокс, затрудняющий вращение вала. Турбина требовательна к давлению в системе смазки – стабильная пленка образуется только при определенном значении давления. Повышение давления картерных газов из-за неисправной системы вентиляции препятствует сливу масла из турбины и его перегреву с последующим образованием кокса. Таким образом, требования системы наддува к качеству масла и его стабильной циркуляции являются критическими, при нарушении нормативов турбина выйдет из строя.

Особенности эксплуатации


Двигатели с наддувом требовательны к качеству моторного масла и регулярности замены. Масло нужно менять по отработанным часам, стараясь обслуживать двигатель через 250-270 часов, что при городской эксплуатации эквивалентно 7-9 тыс. км. Хотя есть масса примеров, когда владельцы проводили ТО в соответствии с регламентом через каждые 15 тыс. км и не сталкивались с проблемами. Все зависит от качества масла и условий эксплуатации. Некоторые двигатели с наддувом не приспособлены к длительной работе на малых или средних оборотах, на которых из-за недостаточного давления и подачи масла есть риск ускоренного износа турбины.

Как часто менять масло в двигателе Как часто менять масло в двигателе
Ранние модели двигателей с турбиной требовали охлаждения системы наддува после окончания поездки. Так устранялся риск образования нагара от масла на подшипниках скольжения из-за недостаточного охлаждения. Рекомендовалось дать поработать двигателю около минуты в режиме холостого хода, а затем выключить зажигание. В современных моделях двигателей установлен электрический насос, подающий жидкость в рубашку корпуса турбины после глушения двигателя. Циркуляция жидкости продолжается несколько минут, обеспечивая равномерное и плавное охлаждение турбины.

После ночной стоянки не следует сразу давать высокие обороты. Достаточно прогреть двигатель на холостом ходу пару минут, которых обычно хватает для очистки снега с автомобиля. Затем нужно двигаться с невысокой скоростью, прогревая двигатель и агрегаты трансмиссии. Требование стандартное – любой силовой агрегат нужно прогревать перед началом интенсивной эксплуатации. Резкое нажатие на педаль газа на холодном двигателе может навредить не только турбине, но и всем трущимся поверхностям.

Ремонт


Ресурс турбины зачастую сопоставим со сроком службы поршневой группы и составляет около 200 тыс. км для бензиновых двигателей и 250-300 тыс. км для дизелей. Появление сизого дыма в выхлопе не обязательно связано с износом подшипников турбины. Масло может гнать из цилиндров, в любом случае владелец почувствует приближение проблем по ускорению расхода масла. Как правило, двигатели с наддувом оборудованы датчиком уровня, который срабатывает при сильном падении количества масла в картере. Если владелец знает о повышенном угаре масла и любит ездить на высокой скорости, то есть смысл проверять уровень масла по щупу через каждые 500-600 км.

Для ремонта требуется снятие и разборка турбины, работы целесообразно проводить в условиях специализированного сервиса. Стоимость восстановления зависит от месторасположения мастерской и типа турбины. Минимально за ремонт в условиях 2025 г. придется отдать около 20 тыс. руб. При восстановлении турбины нужно учитывать ряд нюансов – трубки подачи и отвода масла могут быть одноразовыми, при повторной установке владелец столкнется с постоянной утечкой масла.

Появление свиста при работе двигателя зачастую связано с утратой герметичности напорных патрубков. Сжатый воздух прорывается через мелкие щели и издает посторонний звук. Причин может быть масса – неправильная сборка, надрывы на шлангах, грязь на местах соединения. После повторной установки или замены поврежденных воздуховодов свист пропадает.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?