Прокол покрышки является распространенной проблемой на российских дорогах. При небольших повреждениях воздух уходит медленно, что позволяет добраться до места ремонта. Иногда шина спускает быстро, в этом случае водитель может провести ремонт покрышки своими силами или установить запасное колесо.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Действия на дороге
Если прокол произошел в движении, то водителю нужно остановить автомобиль в безопасной зоне. В городе можно съехать на стоянку вдоль улицы или заехать во двор, на трассе – воспользоваться обочиной или съездом на прилегающие дороги. Останавливаться на проезжей части нельзя – лучше проехать несколько десятков метров на спущенной покрышке и привести ее в полную негодность, чем попасть в ДТП. При любой остановке нужно обеспечить безопасное пространство для работы рядом с поврежденным колесом. На дороге нужно установить знак аварийной остановки, который располагают на расстоянии 15 м в городе и 30 м на загородном шоссе. При замене или ремонте шины нужно надеть светоотражательный жилет (особенно в условиях плохой видимости).
Замена
Оптимальное решение при проколе – установка запасного колеса, которое предусматривается на большинстве автомобилей. Запасное колесо может иметь уменьшенную размерность, в этом случае скорость машины ограничивается (информация будет нанесена на этикетке, расположенной на диске «запаски»). На части автомобилей вместо запасного колеса имеется аптечка для ремонта шин и компрессор. В состав аптечки входит аэрозольный баллон со специальным составом, который распыляют через золотник в шину.
Ремонт
Если на шине нет явных следов повреждения, то утечка может происходить через золотниковый клапан. Для проверки достаточно нанести воду или слюну на золотник со снятым колпачком, при полностью спущенной шине придется немного подкачать колесо. Появление пузырьков указывает на негерметичность золотника, который нужно заменить. Если поврежден резиновый корпус («сосок»), то менять золотниковый клапан нет смысла. Если нанесение воды или слюны не показывает утечек воздуха, то скорее всего, на шине есть прокол либо воздух уходит через стык покрышки с диском.
Если в шине имеется посторонний предмет, то можно подкачивать колесо и ехать к ближайшему
шиномонтажу. Выдергивать посторонний предмет нельзя из-за риска быстрого ухода воздуха. Если у водителя есть комплект для ремонта шин, то можно устранить прокол в дороге. Для выполнения работ потребуется вывернуть колесо на передней оси либо снять его в случае прокола задней шины.
Посторонний предмет нужно выдернуть плоскогубцами, а затем при помощи входящего в комплект для ремонта шин шила разделать отверстие. Проход канала шилом позволяет убрать грязь и улучшить адгезию жгута. Жгут из бутилкаучука иногда обрабатывают клеем, а затем вводят шилом в прокол. Излишки жгута срезают ножом, а затем накачивают шину до нормального давления. При правильном ремонте жгут не выпадет из отверстия и обеспечит герметичность шины вплоть до ее полного износа.
В случае прокола или пореза боковины требуется снятие шины с диска. Дефект заделывают при помощи заплатки, установленной изнутри покрышки. Вулканизация позволяет герметизировать зону ремонта, хотя заплатка нарушает исходную балансировку шины. При сильных повреждениях боковины лучше купить новую шину, поскольку ремонт не обеспечит безопасность эксплуатации покрышки. В ряде случаев в бескамерную шину ставят камеру, что позволяет продлить срок службы покрышки. Мероприятие является временным, поскольку современные покрышки не рассчитаны на использование камеры.
Повреждение обода
Если воздух уходит через стык шины с ободом, то своими силами отремонтировать колесо не получится. Нужно снимать покрышку и прокатывать диск для устранения вмятин либо зачищать кромку обода от следов коррозии. Ржавчина появляется на стальных дисках после зимней эксплуатации из-за воздействия реагентов. Для удаления следов коррозии кромку обрабатывают абразивным инструментом, при восстановлении диск повторно покрывают специальной эмалью.
При сильных вмятинах на литых дисках могут образовываться трещины, такой диск придется менять или пытаться сварить, хотя прочность детали будет ниже требуемого значения. Нанесение герметика на диск является неправильным решением – борт бескамерной шины должен плотно прилегать к диску без использования каких-либо материалов для дополнительной герметизации стыка.
Заключение
В случае прокола колеса водитель может установить «запаску» или попытаться добраться до места ремонта с периодической подкачкой пробитой покрышки. Возможен ремонт шины в дорожных условиях при помощи жгута, такой же материал используют в шиномонтажах для устранения проколов.