Исправный двигатель внутреннего сгорания никогда не пропускает масло через прокладки или сальники. Течи появляются как следствие износа или нарушения технологии сборки при ремонте. Следы масла покрываются пылью и делают облик двигателя неряшливым, а при сильной утечке есть риск масляного голодания из-за падения уровня.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Масло в двигателе внутреннего сгорания заливается в поддон и подается к нагруженным точкам насосом. В картере двигателя при работе всегда присутствуют газы, которые отводятся через систему вентиляции. На ряде моделей ДВС легкое отпотевание маслом на линиях стыка деталей является нормой и практически не влияет на уровень. При неисправности системы вентиляции, износе сальников и уплотнений — масло начинает вытекать в достаточно большом количестве. А если имеется износ поршневой группы или турбины, то часть масла выгорает.
Все эти факторы приводят к быстрому снижению уровня смазки — если владелец регулярно не доливает масло, то рано или поздно двигатель выйдет из строя вследствие масляного голодания. Важно отличать течь масла с образованием постоянных луж на месте стоянки с легким отпотеванием, при котором из системы смазки уходит несколько миллилитров масла. В первом случае требуется постоянный контроль уровня и срочный ремонт, с отпотеванием маслом двигатель может пройти десятки тысяч километров без каких-либо последствий.
Сальники
Коленчатый вал уплотняется резиновыми самоподжимными сальниками, на двигателях старого образца используется недолговечная набивка. В случае износа сальники начинают пропускать масло, дефекты на контактирующих с сальниками поверхностях коленчатого вала способствуют ускоренному износу. Масло из лобового сальника попадает на ремни привода навесного оборудования либо на ремень ГРМ, вызывая его повреждение. Масло из заднего сальника может попасть на сцепление. Способ ремонта один – замена сальников с проверкой состояния шеек коленчатого вала и посадочных отверстий в двигателе.
Использование масла с неподходящими характеристиками
Любой двигатель рассчитан на использование масла с определенными характеристиками вязкости. При заливке масла с повышенной текучестью на линиях стыка картера с крышками почти наверняка появятся некрасивые потеки. Если мотор рассчитан на минеральное масло, то при заливке синтетики владелец наверняка столкнется с течью. Причем масло может уходить не только по прокладкам, но и через сальники. Способ ремонта один – переход на масло с рекомендованными заводом-изготовителем двигателя характеристиками.
Система вентиляции
При работе ДВС часть газов прорывается в картер, проходит очистку от взвеси масла и вновь подается на впуск. Конструкция системы вентиляции зависит от модели двигателя, в ряде случаев при работе мотора в картере создается разряжение, способствующее отводу газов. При засорении системы вентиляции, газы скапливаются в картере, создавая избыточное давление. В результате масло начинает выдавливать через сальники или прокладки. Способ ремонта один – ревизия системы вентиляции картерных газов и восстановление ее работоспособности.
Повреждение поддона
При неаккуратной езде по неровной или проселочной дороге существует риск повреждения поддона. Установка экрана под силовым агрегатом снижает риск сильного удара, но не гарантирует полную защиту от повреждений. В поддоне от контакта с дорогой может появиться небольшая трещина, через которую начнет сочиться масло. У владельца есть два способа ремонта – восстановление штатного поддона или установка нового. Стальные поддоны чаще меняют, алюминиевые – ремонтируют с использованием сварки.
Прокладки
Нарушение технологии сборки двигателя приводит к короблению прокладок. Одной из ошибок является неправильная последовательность затяжки болтов, приложение недостаточного или чрезмерного момента. В ряде случаев сохраняют старые прокладки, нанося на поверхности герметик. В результате через некоторое время владелец сталкивается со следами масла на стыках крышек с блоком или головкой. Способ устранения течи один – переуплотнение двигателя с заменой деформированных прокладок и соблюдением технологии сборки.
Трубки
Двигатели с турбиной оснащаются трубками для подвода и слива масла от подшипников. После проведения неквалифицированного ремонта трубки начинают течь. Причин может быть много – неправильная прокладка, ошибочный момент затяжки штуцеров или повреждение самой трубки. На ряде двигателей по технологии трубки нельзя ставить вторично. Устранить утечку можно обтяжкой соединений с правильным моментом, поврежденные трубки придется заменить.
Масляный фильтр
Масляный фильтр имеет металлический корпус либо ставится под съемным пластиковым стаканом (зависит от модели двигателя). Фильтр или корпус имеет резиновое уплотнение, которое меняется вместе с фильтром. При слабой затяжке или попадании мусора прокладка не обеспечивает герметичности стыка, через который начинает вытекать масло. Если подкручивание фильтра не устраняет утечку, то придется ставить новый металлический фильтр или прокладку под защитный стакан.
Клапанная крышка
Крышка газораспределительного механизма устанавливается на головку через прокладку и затягивается болтами. При неправильной последовательности или нарушении момента затяжки прокладка либо крышка деформируются, что приводит к течи масла. На ряде двигателей крышка имеет тенденцию к короблению в процессе эксплуатации. Если замена прокладки и установка болтов в правильной последовательности с соблюдением момента затяжки не устраняют течь, то придется ставить новую крышку. Нанесение герметика для компенсации деформаций крышки является временной мерой, через некоторое время масло потечет снова.
Избыточный уровень масла
Двигатель рассчитан на определенный уровень масла в поддоне, при котором течь исключается. Если уровень повышен вследствие перелива масла или попадания в картер бензина, то появятся следы течи. Владельцу необходимо откачать избыточное масло, при обнаружении бензина требуется ремонт или замена ТНВД (проблема характерна для двигателей с прямым впрыском топлива и насосом высокого давления).
Турбина
Подаваемое в турбину масло так или иначе контактирует с выхлопными газами и сжатым воздухом (подшипники ротора не идеально герметичны), что приводит к насыщению жидкости газами. Вспененная смесь сливается в полость в нижней части турбины, а затем в поддон. При наличии препятствий в магистрали слива масло скапливается в турбине. Препятствовать сливу может избыточное давление картерных газов, засор или повышенное сопротивление потоку в трубке. Повышение давления картерных газов может быть связано с неисправностью системы вентиляции либо чрезмерным износом поршневой группы. Устранение течи через турбину является сложной задачей – помимо проверки системы вентиляции и слива нужно убедиться в нормальном состоянии поршневой группы.
Воздушный фильтр
Воздушный фильтр двигателя с наддувом при сильном загрязнении создает избыточное сопротивление. На входе в турбину появляется разряжение, которое в режиме холостого хода приводит к затягиванию масла из корпуса нагнетателя. В остальных ситуациях фильтр никак не влияет на утечки масла. Способ ремонта один – регулярная проверка состояния и замена фильтра в соответствии с регламентом.
Нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор, установленный в системе выпуска отработавших газов, может со временем разрушаться, создавая избыточное сопротивление потоку. В результате газы создают давление на турбинную часть нагнетателя. В результате постоянного усилия осевой подшипник изнашивается и начинает пропускать масло. Если двигатель не оснащен наддувом, то неисправный нейтрализатор больше скажется на мощности и расходе топлива, а частицы керамики от сотовой вставки могут попасть в цилиндры и оставить на поверхности зеркал задиры.
Заключение
Существует несколько причин утечки масла, наиболее распространенными являются изношенные сальники и прокладки. При небольших следах отпотевания ремонт не обязателен, но если течь усиливается, то нужно устранять повреждения. Регулярное обслуживание решает проблему с утечками масла, ведь они обнаруживаются заранее.