Как распознать неисправность подвески – практическое руководство

Как распознать неисправность подвески – практическое руководство

Износ деталей ходовой части автомобиля – естественный процесс, интенсивность зависит от условий эксплуатации и качества комплектующих. Владелец может самостоятельно обнаружить многие неисправности, но доскональную диагностику лучше проводить в сервисе. На начальном этапе многие поломки внешне не проявляются, но влияют на управляемость автомобиля и безопасность движения.

Амортизаторы

Основным признаком неисправности или скорого выхода из строя амортизатора является появление масляного запотевания на корпусе. Причиной является износ уплотнителей штока из-за большого пробега или сильных ударных нагрузок. В ряде случаев выходит из строя клапан сжатия – от ударов или воздействия низких температур. Неисправный амортизатор стучит при движении по неровной дороге, появляется неприятная раскачка автомобиля либо крены. Также возможно нарушение прямолинейной траектории движения при торможении, в ряде случаев амортизатор блокирует подвеску и может стать причиной аварии. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Неисправный амортизатор приводит к повышенной нагрузке на пружины, которые могут просесть или лопнуть, а также негативно влияет на ресурс других элементов подвески, подрамника и кузова. Для проверки амортизатора достаточно раскачать кузов, в случае поломки амортизатора кузов будет раскачиваться с постепенным угасанием амплитуды. В крупных сервисах для проверки используют стенд, имитирующий движение по неровной дороге.

Подшипники

Для проверки ступичных подшипников требуется вывесить автомобиль и провернуть колесо рукой. Наличие гула указывает на необходимость замены подшипников. Дополнительно можно взяться рукой за пружину подвески, а другой – провернуть колесо. Наличие вибрации указывает на износ подшипника, который загудит через несколько сотен или тысяч километров.

Опоры

На автомобилях со стойками МакФерсон необходимо проверить состояние опор, расположенных под капотом. Автомобиль должен стоять на колесах, зазор между чашкой и брызговиком кузова должен быть минимален. Также есть смысл покрутить руль на месте, неисправные опорные подшипники будут щелкать.

Пружины

Нередко в подвеске ломаются пружины – причиной является перегрузка, естественная усталость или повреждение металла коррозией. Чаще всего происходит отрыв части верхнего или нижнего витка. В результате автомобиль проседает на сторону с поврежденной пружиной, появляются стуки. Если пружина сломана спереди, то шум возникает при повороте руля или переезде неровностей, иногда сломанный виток разрушает обойму опорного подшипника. Поломка видна через арку, но в ряде случаев осмотр лучше проводить на эстакаде или из ямы в гараже. Сломанные пружины меняют парами, в противном случае жесткость подвески слева и справа на одной оси будет различной, что приводит к нарушению управляемости.

Рессоры

На коммерческих автомобилях и пикапах вместо пружин могут использоваться листовые рессоры. В случае поломки появляется крен, ухудшается управляемость, возможны посторонние скрипы при движении. Дефекты хорошо видны при осмотре, чаще всего лопаются листы или выходят из строя крепления к раме либо кузову. Преимуществом рессоры является возможность переборки с заменой части листов, стремянок или опор. Но в ряде случаев проще установить новую рессору, не подвергавшуюся перегрузкам и имеющую заводские характеристики жесткости.

Сайлентблоки

В подвесках автомобилей широко используются резинометаллические шарниры – сайлентблоки. Детали состоят из внешней и внутренней обойм и резинового наполнителя. При износе резиновую часть отрывает от металла, что приводит к нарушению управляемости, изменению углов установки колес, скрипам при движении и вибрации. Для проверки достаточно поднять машину на подъемник и осмотреть шарниры. Также следует покачать сайлентблоки монтажной лопаткой, вставленной в зазор между рычагом и подрамником, сильное смещение обойм указывает на износ. Допускается небольшой люфт шарнира из-за деформации резины.

Шаровая опора

Шаровая опора чаще всего располагается на нижнем рычаге, палец закрыт чехлом. При разрыве резинового чехла вымывается смазка, а грязь способствует быстрому износу пальца и вкладыша. Для проверки достаточно вывесить автомобиль и покачать колесо вверх и вниз – при изношенной опоре будет ощущаться люфт с постукиванием. Но отсутствие смещения не гарантирует исправность опоры – необходимо загнать машину на эстакаду и двумя руками покачать рычаг около опоры. Для добавочного усилия можно использовать монтажную лопатку – исправная шаровая опора не должна иметь даже минимального люфта.

Рулевая рейка и тяги

Для проверки состояния рейки необходимо покачать тягу вверх и вниз, наличие люфта указывает на износ механизма. На рейках с гидравлическим усилителем не допускаются следы течи масла. Изношенную рейку меняют не всегда – существуют компании, занимающиеся восстановлением механизмов. Для проверки тяг достаточно поочередно покачать вывешенные передние колеса влево и вправо. Если обнаруживается стук, то необходимо пригласить помощника, который должен найти источник звука – рулевой наконечник или рейка. Не допускается разрыв или следы масла на пыльниках – грязь и вода вызовут коррозию и быстро разрушат уплотнения рейки.

Стабилизатор и стойки

Стабилизатор устанавливается в резиновых втулках, для проверки необходимо вставить наконечник лопатки около опор и проверить смещение штанги. Большой люфт указывает на износ резиновых втулок, иногда выработка появляется и на самом стабилизаторе. При выработке пальцев стоек появляются хорошо различимые стуки со стороны передней или задней оси при переезде неровностей. 
В ряде случаев люфт появляется в крайних положениях пальцев, что затрудняет диагностику. Для проверки необходимо покачать стойку рукой или монтажной лопаткой, при износе шарнира будет ощущаться люфт. Если проверка проводится на стоящей машине, то можно попросить помощника покачать кузов, удерживая штангу рукой. Под весом машины будет выбираться минимальный зазор в шарнирах, что легко почувствуется рукой. Стойки стабилизатора меняют парой при появлении люфта как в нижней точке крепления, так и в верхней.

Приводы колес

При диагностике подвески целесообразно убедиться в целостности пыльников шарниров на полуосях. В случае разрыва вода вымывает смазку и заносит грязь, при повороте руля в движении на машинах с передними ведущими колесами будут слышны щелчки. Внешне поврежденный пыльник легко отличить по следам смазки, зачастую хорошо видна линия разрыва.

Заключение 

Для самостоятельной диагностики подвески нужен подъемник или эстакада, а также монтажная лопатка. Но владелец должен иметь минимальный опыт проверки деталей, в противном случае человек не заметит явные проблемы или наоборот – начнет менять исправные детали с минимальными признаками износа. Рекомендуется проводить диагностику в сервисе после зимнего сезона, наиболее губительного для элементов подвески. Также рекомендуется проверять ходовую часть при появлении стуков или изменении поведения автомобиля – поломки подвески напрямую влияют на безопасность движения.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?