Как правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля

Как правильно выбрать моторное масло для своего автомобиля

Подбор моторного масла является достаточно простой процедурой – нужно просто учитывать рекомендации производителя автомобиля и условия эксплуатации. Информация о допусках указывается в инструкции по эксплуатации и зачастую дублируется на наклейках в моторном отсеке. Отклонение от требований производителя чревато проблемами – плохим пуском в мороз, ускоренным износом деталей, повышенным расходом топлива и т.д.

Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Основными критериями подбора масла являются климатические условия в регионе эксплуатации и характеристики, определяемые стандартами API либо ACEA и классификацией вязкости SAE. В эпоху минеральных масел существовало разделение на зимние и летние сорта в зависимости от температуры застывания. С появлением полусинтетических масел, сохраняющих текучесть при падении температуры до -35С и ниже проблема перестала быть актуальной (за исключением регионов Крайнего Севера с низкими зимними температурами). Вязкость по SAE можно менять в зависимости от степени износа двигателя, хотя вместо густого масла лучше отремонтировать мотор.

Основа


Изначально моторные масла создавались на минеральной базе с введением присадок, отличались высокой температурой застывания и небольшим сроком службы. Синтетические масла отличаются повышенной химической стабильностью и сохраняют характеристики в широком диапазоне температур. Полусинтетические масла являются компромиссным решением – в минеральную базу добавлена синтетическая, что позволяет улучшить характеристики и сохранить достаточно низкую себестоимость.

Классификация SAE


В соответствии с международной системой SAE масла разделены на 6 зимних и 5 летних сортов. Для зимних используется обозначение от 0W до 25W с шагом 5 единиц, для летних – цифры от 20 до 60 с шагом 10 единиц. По мере увеличения значения числа повышается вязкость. Поскольку современные масла являются универсальными, то используется комбинация значений вязкости для зимы и лета. Для всесезонных масел первая часть обозначения с литерой W указывает на минимальное значение вязкости при отрицательной температуре и определяет пусковые возможности зимой. Вторая часть обозначения характеризует параметры кинематической вязкости при температуре +100…+150С (рабочий диапазон при прогретом двигателе).

Как часто менять масло в двигателе Как часто менять масло в двигателе
Определение соответствия SAE ведется в соответствии с требованиями стандарта J300. По параметрам SAE владелец автомобиля может понять минимальное значение температуры холодного старта, при котором стартер сможет провернуть коленчатый вал, а насос создаст давление в системе, минимизируя время работы двигателя без должной подачи масла. При этом подразумевается, что система зажигания полностью исправна, а батарея – заряжена на 100%. Одинаковое по характеристикам SAE масло имеет разные характеристики в зависимости от модели двигателя. Легкость пуска зимой определяется мощностью стартера, конструкцией системы смазки, от которой зависит гидравлическое сопротивление и быстрота прокачки холодного масла насосом.

Масла на синтетической основе отличаются повышенной текучестью, что иногда приводит к проблемам в виде течи через сальник или по прокладкам. Как правило, протекать начинают уже порядком изношенные сальники, манжета которых неплотно прилегает к поверхности вала и не обеспечивает герметичность стыка. Если вместо сальника использована набивка, то она просто не рассчитана на синтетику, такие двигатели предназначены для заправки минеральным маслом.

Общие рекомендации при подборе


В случае ориентации при выборе по SAE нужно:

  1. На новых двигателях использовать масла с рекомендованной производителем вязкостью. Для последних моделей двигателей с целью повышения экономичности следует заливать маловязкие масла 0W-20, обеспечивающие легкий зимний пуск.
  2. По мере увеличения пробега и выработки ресурса можно перейти на масло с повышенной вязкостью. Если нет признаков угара масла из-за износа, то можно не переключатся на более вязкие масла.


Классификация API


Разделение масел на категории было предложено институтом API в 1947 г., впоследствии классификация несколько раз модернизировалась параллельно с развитием двигателей внутреннего сгорания. Согласно базовым принципам API все масла разделены на группы S и C. В группу S включены масла, ориентированные на использование в 4-тактных бензиновых двигателях (вне зависимости от способа формирования рабочей смеси). Группа C предназначена для масел коммерческого назначения, рассчитанных на использование в дизельных двигателях.

Группа S разделена на классы, описываемые дополнительной буквой латинского алфавита. Группа C разбита на классы, указываемые буквой латинского алфавита, к которой может добавляться цифра. Число предназначено для обозначения применимости масла в дизелях, работающих по 2- или 4-тактному циклу. Кроме того, развитие нефтеперерабатывающей промышленности привело к появлению универсальных масел, пригодных для бензиновых и дизельных двигателей. Такие масла несут смешанную маркировку по группам S и C.

Стандарт API разделяет масла на базовые группы:

  • I – основанные на прошедшей цикл селективной очистки от парафинов нефти;
  • II – базирующиеся на прошедшей цикл гидроочистки нефти, технология позволяет удалить большее число парафинов и ароматических компонентов;
  • III – основанные на нефти, очищенной по технологии гидрокрекинга;
  • IV – базирующиеся на основе ПАО (полиальфаолефинов);
  • V и VI – созданные на базе сложных эфиров (эстеров) и прочих органических соединений.

Масла I и II группы относятся к минеральным, остальные – к синтетическим. По мере увеличения номера группы повышаются характеристики масла и себестоимость производства. Наиболее универсальными являются масла IV и последующих групп, характеризуются низкой зольностью и стабильностью параметров.

Классификация ACEA


В 1996 г. в Европе появилась своя классификация моторных масел, во многом пересекающаяся с существовавшими на то время стандартами API и SAE. Отличием стала методика испытаний масел на соответствие международным стандартам. Классификация ACEA несколько раз пересматривалась в сторону ужесточения требований, хотя и с рядом оговорок. Уже в 1999 г. стандарт был пересмотрен первый раз, при этом производителям допускалось выпускать масла по старому релизу ACEA на протяжении года.

Категории разделения масел по ACEA:

  • три уровня А с добавлением цифры, описывают масла для бензиновых двигателей любого типа;
  • четыре градации B с добавлением цифры для маркировки масел, рассчитаны на дизельные двигатели легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта;
  • пять ступеней C с добавлением цифры, предназначенных для классификации моторных масел с пониженной зольностью, ориентированы на использование в двигателях с современными трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами и сажевыми фильтрами;
  • четыре вариации Е с добавлением цифры, описывают масла для грузовой и прочей тяжелой техники, включая сельскохозяйственные и дорожные машины.

ACEA является совместным проектом европейских производителей автомобилей, каждый из которых вправе вводить дополнительные требования по оценке моторного масла. Производители машин выпускают свои спецификации с перечислением нормативов, которым должно удовлетворять масло. Одно и то же масло может иметь несколько допусков для использования в двигателях разных брендов. Специфические требования разных марок во многом пересекаются, что делает масла универсальными. Больше всего допусков разработано концернами Mercedes-Benz и VAG, что связано с многообразием выпускаемых двигателей. Требования к допускам всегда указываются в инструкции по эксплуатации и на этикетке в моторном отсеке автомобиля.

Общие принципы выбора


Самый простой способ подбора масла – информация из заводской инструкции, где четко указаны характеристики и марки масел, предназначенных для заливки в двигатель. Экспериментировать с вязкостью по мере износа не всегда безопасно – масла могут иметь повышенную зольность, что приведет к постепенному загрязнению системы смазки двигателя отложениями. Вязкость по SAE никогда не является признаком для определения базовой основы – масла с одной вязкостью могут быть минеральными, синтетическими или полусинтетическими. Маловязкие масла однозначно являются синтетическими, поскольку минеральная основа имеет ограниченные возможности.

При подборе моторного масла для ДВС учитывают климат в регионе эксплуатации. Для большинства современных автомобилей подходят масла 0W или 5W, сохраняющие текучесть при температуре воздуха до -35…-37С. При эксплуатации в южных регионах нет смысла переходить на менее стойкие к морозам сорта масла, масла 10W или 15W не рекомендованы практически ни одним производителем автомобильных двигателей. Если планируется эксплуатация машины в нескольких регионах и производителем мотора предусмотрен выбор из нескольких вязкостей, то следует заливать масло для самого северного региона, в который предполагаются поездки.

Заключение


При выборе масла для двигателя лучше всего учитывать требования производителя по вязкости и допускам, делая поправку на климатические условия. Использовать масла с другими параметрами не рекомендуется из-за риска повышенного угара и ухудшения условий смазки в момент пуска или при прогреве до рабочей температуры.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?