Как увеличить ресурс аккумуляторной батареи

Как увеличить ресурс аккумуляторной батареи

На автомобильном рынке сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, если верить рекламе, конструкция аккумуляторных батарей год от года становится всё совершеннее, благодаря чему увеличивается срок службы источников питания. С другой стороны, если верить отзывам автомобилистов, срок жизни современных АКБ, если сравнивать с ранее выпускающейся продукцией, существенно сократился. В чём же дело? Попробуем разобраться. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Производители, что не удивительно, обвиняют автолюбителей, указывая в качестве основной причины лень автовладельцев, что они не ухаживают за аккумуляторами и не следят за их состоянием. В этом есть доля правды. Но дело в том, что автомобилисты обленились не сами по себе. Этому способствовал переход на АКБ необслуживаемого типа. Многие владельцы техник и рады бы что-то предпринять, да не знают как. В данном материале мы дадим ряд рекомендаций, позволяющих продлить срок службы аккумуляторов.
Для ясности разделим полезную информацию на две группы. В первой дадим советы по уходу за АКБ любых типов. Во второй группе рекомендации по уходу за источниками питания с учётом особенностей их конструкции.

Процедуры по уходу за автомобильными аккумуляторами всех типов

Не имеет значения, какого типа батарея установлена на автомобиле. В любом случае, для продления её срока службы, будет полезно:
  1. Использовать только батарею, ёмкость которой соответствует данным, указанным в технической спецификации транспортного средства.
  2. Регулярно, хотя бы раз в 3 – 4 месяца, очищать клеммы АКБ и подходящей к ней электропроводки от загрязнений и окислов, после чего покрывать их слоем технического вазелина.
  3. Периодически проверять уровень заряженности батареи, и, если потребуется, подзаряжать её до нормы.
  4. Защищать аккумулятор от чрезмерно высоких и низких температур.
  5. Регулярно, хотя бы раз в полгода, проводить диагностику бортовой сети автомобиля.
Каждый из перечисленных пунктов имеет смысл рассмотреть в отдельности.

Использование батареи с указанными в спецификации характеристиками

Некоторые автовладельцы норовят использовать на своей технике АКБ большей, чем положено, ёмкости, считая, что тем самым они снижают нагрузку на источник питания и создают дополнительный запас электроэнергии. Такой подход в корне не верен. Указываемая в ампер-часах характеристика не должна превышать мощность установленного на машине генератора. В противном случае будет наблюдаться постоянный недозаряд аккумулятора, приводящий к снижению его ресурса.

Очистка и защита клемм

Грязь и коррозия на контактах провоцируют утечку электроэнергии, становясь причиной разряда аккумулятора. Чтобы предотвратить это, следует следить за состоянием клемм, своевременно проводя их очистку. Обработку можно выполнять с помощью мягкой металлической щётки или специальными средствами, встречающимися в продаже. Слой технического вазелина, нанесённый на чистые контакты, защитит их от окисления. 

Проверка уровня заряженности и подзарядка

В сети можно обнаружить рекомендации, согласно которым степень заряженности АКБ можно проверить с помощью встроенного в крышку батареи индикатора (окошечка с поплавком) или мультиметра. В действительности полученные подобным образом результаты приблизительны и не всегда достоверны. Нужно понимать, что:
  • Индикатор АКБ (поплавок) показывает не степень заряда, а уровень плотности электролита. Связь между этими характеристиками существует, однако снижение плотности бывает вызвано не только падением заряда батареи.
  • Мультиметр позволяет замерить напряжение на клеммах без нагрузки. Подобная проверка не позволяет получить полную информацию о состоянии аккумулятора. В любом случае, если напряжение ниже 12,7 вольта, батарея заряжена не полностью, а при падении напряжения ниже 11,7 вольта свидетельствует о глубоком разряде.
Как часто менять масло в двигателе Как часто менять масло в двигателе
Единственным способом контроля, дающим полную и объективную картину, следует считать замеры, выполняемые нагрузочной вилкой. Диагностику проводят при температуре окружающего воздуха 20 – 25 градусов Цельсия. Для этого подключают контакты вилки к клеммам АКБ и считывают показания прибора. 
Заряд батареи составляет:
  • 100% при 10,2 В.
  • 75% при 9,6 В.
  • 50% при 9 В.
  • 25% при 8,4 В.
Если напряжение не превышает 9 вольт, аккумулятору срочно требуется подзарядка!

Защита от высоких и низких температур

При неисправной работе системы охлаждения автомобиля происходит чрезмерный нагрев аккумулятора, провоцирующий кипение электролита и быстрый разряд батареи. Чтобы решить возникшую проблему, необходимо как можно быстрее устранить поломку. В сильные морозы, когда температура опускается ниже минус 20 °C, плотность электролита падает, и разряд ускоряется. В такие периоды рекомендуется снимать АКБ и, на время, уносить в тёплое помещение.

Диагностика бортовой сети

Утечка тока через места повреждения электропроводки и некорректно работающие электрические и электронные компоненты – одна из причин разряда аккумулятора и сокращения его ресурса. Поэтому так важно своевременно выявлять и устранять возникшие проблемы. Диагностика бортовой сети – сложная работа, справиться с которой могут только квалифицированные специалисты, имеющие в своём распоряжении специальное оборудование.

Процедуры, выполняемые только на обслуживаемых аккумуляторах

Сегодня в продаже чаще встречаются так называемые необслуживаемые АКБ. Тем не менее, попадаются и батареи старого образца, на которых есть возможность проверить уровень и плотность электролита.

Контроль уровня

Электролит должен покрывать пластины с активным веществом минимум на 1 см. Проверить это можно с помощью стеклянной трубочки диаметром 3 – 5 мм, на поверхность которой нанесены измерительные метки. 
Для этого:
  1. Отворачивают контрольные пробки.
  2. Погружают один конец трубочки в банку АКБ до тех пор, пока он не упрётся в пластины с активным веществом или защищающую их сетку.
  3. Плотно зажимают отверстие на другом конце трубки пальцем.
  4. Осторожно, следя за тем, чтобы жидкость не вытекла, полностью извлекают трубочку из отверстия, оценивают результат замера, после чего, отпустив палец, возвращают электролит в банку.

Если уровень ниже положенного, необходимо долить в аккумулятор дистиллированную воду.
Никогда не доливайте в АКБ кислоту! Это спровоцирует бурную химическую реакцию и выплёскивание электролита наружу. При этом вы можете получить тяжёлые травмы, вроде ожогов кожи или слизистой оболочки глаз.

Проверка плотности

Диагностика производится с помощью прибора, называемого ареометр. Такие устройства состоят из нескольких частей:
  1. Заборного наконечника.
  2. Измерительной колбы.
  3. Эластичной груши из резины или пластика.
Ареометры могут отличаться конструкцией замерной колбы, внутри которой могут находиться:
  • Один мерный поплавок, на поверхность которого нанесена мерная линейка.
  • Несколько поплавков, рассчитанных на разную плотность.
При проведении замеров заборный конец погружают внутрь одной из банок и, сдавив, а затем отпустив эластичную грушу, набирают электролит. Изучив показания прибора, жидкость возвращают в АКБ.
При эксплуатации в условиях климата, характерного для центральных районов России, оптимальной является плотность электролита в 1,27 грамма на кубический сантиметр. Однако в большинстве батарей импортного производства используется электролит плотностью 1,25 грамма на кубический сантиметр. Если показатель ниже этого предела, аккумулятору требуется подзарядка.

Особенности кальциевых аккумуляторов

В настоящее время всё больше фирм производят так называемые кальциевые АКБ, на которых имеется маркировка Ca/Ca. В действительности, это всё те же свинцово-кислотные батареи, активное вещество которых легировано кальцием (примерно 0,1% от общей массы). Такая технология позволяет:
  • Повысить коррозионную стойкость и прочность пластин АКБ.
  • Уменьшить скорость выкипания воды из электролита.
  • Снизить потери тока при саморазряде аккумулятора.
Однако кальциевые батареи плохо переносят глубокий разряд. При снижении степени заряженности ниже 30% они быстро теряют ресурс, а иногда и просто выходят из строя. Поэтому избегайте глубокого разряда АКБ Ca/Ca.

Заключение

Следуя этим рекомендациям, автовладельцы продлевают срок службы автомобильных аккумуляторов. Если же не удаётся достичь желаемого результата, значит, нерадивость автомобилиста тут ни при чём. Остаётся винить только производителя, поставившего на рынок некачественную продукцию.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?