Шумо- и виброизоляция: как сделать свой автомобиль тише и комфортнее

Шумо- и виброизоляция: как сделать свой автомобиль тише и комфортнее

Акустический комфорт в современных автомобилях далек от идеального, причем шумоизоляция явно недостаточна даже на моделях бизнес-класса. Владельцы, которым не нравится громкий звук при езде, могут доработать автомобили. Шумоизоляцию лучше устанавливать в специализированном сервисе, при самостоятельной оклейке эффект может быть обратным.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Заводская шумоизоляция устанавливается на наиболее вибрирующие детали кузова. Сокращение числа матов обусловлено стремлением производителей снизить себестоимость и трудозатраты на производство автомобилей, а также сократить вес и издержки на логистику и хранение складских запасов «лишних» деталей. Штатная шумоизоляция автомобилей разных классов имеет массу отличий, что нужно понимать перед началом дополнительной обработки. На стадии разработки на кузове ищутся оптимальные места крепления вибрирующих элементов и изыскиваются способы гашения шума разными способами.
Никакой слой шумоизоляции не доведет бюджетную модель до бизнес-класса, поскольку на дорогих машинах имеются отличия в конструкции кузова, способах крепления подвесок и деталей силового агрегата к кузову. В итоге штатная шумоизоляция машин премиальной категории и бизнес-класса в разы превосходит защиту от шумов в автомобилях бюджетных групп. Отсюда следует другой вывод – дополнительная шумоизоляция больше оправдана для дешевых моделей, на премиуме доработки не дадут ощутимого эффекта.
Кузов автомобиля состоит из ряда деталей, соединенных сваркой, пайкой, клеем или винтами. Внутри кузова всегда есть пустоты, способствующие распространению звука и формированию резонанса. Звук в пустотах многократно отражается от стенок, меняя тональность и интенсивность. Помимо вибрации деталей кузова акустический комфорт зависит от шума, передаваемого через воздушную среду внутри пустот кузова.

Способы доработки

Если владельцу автомобиля хочется повысить акустический комфорт, то можно пойти по пути покупки готового набора для оклейки. Методика не имеет распространения, поскольку готовые наборы встречаются редко, а их цена практически соответствует стоимости работ в студии. Качество шумоизоляции зависит от соблюдения технологии – самостоятельная оклейка может не дать никакого ощутимого результата. Кроме того, наклеенная с нарушением технологии шумоизоляция препятствует вентиляции кузова и способствует образованию очагов коррозии.
В большинстве случаев для доработки используют комбинированную оклейку кузова материалами, рассчитанными на поглощение звуков с разными частотами. На бюджетных моделях эффект от шумоизоляции максимален, хотя официальных данных с замерами громкости звука до и после доработки нет. Зачастую шумоизоляцию делают в рамках подготовки к установке хорошей акустической системы – оклейка кузова устраняет или минимизирует вибрации при воспроизведении музыки на большом уровне громкости.

Материалы

Не существует универсального материала для шумоизоляции, равномерно и эффективно гасящего звуки с разными частотами. Для повышения акустического комфорта приходится оклеивать кузов и пластиковые элементы отделки несколькими материалами, что усложняет и удорожает доработку. Нужно понимать, что остающиеся неизменными штатные стекла будут пропускать шум. Чем дешевле автомобиль, тем проще конструкция стекла – в качестве примера можно привести автомобили премиум-категории, на которых используются двойные стеклопакеты. 
BMW 3 серии 2014
Основные разновидности материалов для шумоизоляции:
  1. Виброизоляторы, преобразующие механическую энергию вибрирующей поверхности в тепловую. Представляют собой листы из пропитанной битумом или бутилкаучуком бумаги, которая усиливается фольгой. Как правило, являются основой для наклейки прочих слоев шумоизоляции. На заводах используют маты из синтетического материала с магнитным слоем для правильного позиционирования, фиксация на кузове происходит при прохождении этапа сушки лакокрасочного покрытия при повышенной температуре.
  2. Шумоизоляторы, поглощающие звуки со средней и высокой частотой. 
  3. Поглотители шумов на основе пенополиуретана, имеющего ячеистую структуру. Могут сжиматься и отлично подходят для изготовления прокладок между деталями отделки салона. Для устранения контакта между жгутами проводки или смежными пластиковыми панелями используют синтетические ленты с клеевым слоем.
Автомобильные шумоизоляционные материалы работают в жестких условиях. Покрытия не должны отслаиваться или трескаться от перепадов температуры и вибраций. При использовании материалов с недостаточными характеристиками шумоизоляция окажется вредной – через трещины под основание покрытия может проникать вода с появлением очагов поверхностной, а затем и сквозной коррозии. 

Азы монтажа

Основная шумоизоляция производится внутри салона автомобиля, который нужно разобрать. Снятие сидений не представляет большого труда, гораздо сложнее демонтировать без поломок многочисленные пластиковые детали. Отдельной задачей становится снятие обшивки потолка – при сборке автомобиля ее устанавливают до вклейки стекол. Соответственно, вынуть панель без повреждений из салона машин с кузовом седан практически невозможно. 
BMW X6
Основным источником шума при движении являются колесные арки. Перед началом обработки необходимо снять подкрылки и тщательно вымыть металлические поверхности арок. Нанесенный полимерный шумоизоляционный слой нужно высушить, на внутреннюю часть подкрылков наклеивают маты для дополнительного поглощения звуков. Злоупотреблять оклейкой подкрылков не следует – при слишком большой массе фиксаторы не смогут удерживать подкрылок в арке.
На автомобилях с кузовами, открывающими свободный доступ к внутренней части арок, проще сделать шумозоляцию из салона. Выглядит оклеенная поверхность не слишком красиво, хотя после установки обшивок багажника доработки будут незаметны. На арки наклеивают достаточно толстый слой битумного материала, стремясь погасить вибрации и устранить шумы со стороны подкрылков.
Акустический комфорт в салоне зависит от шумоизоляции дверей. На пластиковых картах имеется тонкий слой заводской защиты, на внутренней части металлической обшивки может присутствовать небольшой участок битумной шумоизоляции. Защита от вибрации достигается приклейкой обшивки двери к усилителю. Слишком усердствовать при оклейке внутренней части дверей не следует – необходимо обеспечить свободный ход стекла и приводов замка. Также нужно следить за дренажными отверстиями – скопившаяся внутри двери влага вызовет коррозию.
Перед нанесением шумоизоляции любую поверхность очищают от пыли и обезжиривают. Важно плотно прикатать материал, не допуская воздушных пузырей. Качественная шумоизоляция не должна впитывать влагу, в противном случае на начальном этапе появится неприятный запах, а впоследствии – очаги коррозии. Нельзя пренебрегать шумоизоляцией крыши – штатные войлочные или картонные листы гасят только часть вибраций. Какой бы сложной не была процедура снятия панели потолка – обшивку надо снимать и оклеивать крышу. Замечание не касается автомобилей с панорамной крышей, которая не подвержена большим вибрациям.  
Mercedes-Benz C-Класс AMG 2015

Нюансы

Оклейка багажного отсека и ниши запасного колеса матами может иметь негативные последствия. Установку шумоизоляции практикуют после восстановления кузова – маты закрывают заломы на металле. Соответственно, при продаже могут возникнуть вопросы относительно прошлого автомобиля. Дефекты можно проверить снизу, в этом случае придется загонять машину на подъемник и доказывать покупателю целостность ниши для запасного колеса или пола багажника. При шумоизоляции не следует закрывать дополнительными материалами поверхности, залитые заводским антикоррозионным покрытием. При нарушении правила не исключено отслоение полученного «бутерброда» с появлением ржавых пятен.

Заключение

Целесообразность установки шумоизоляции определяет владелец автомобиля, ориентируясь на свои финансовые возможности. Доработка бюджетных моделей дает максимальный эффект, но такие машины покупают из-за недостатка средств, поэтому тема установки шумоизоляции мало актуальна для владельцев. На автомобилях бизнес-класса или премиум-сегмента улучшение штатной шумоизоляции не имеет смысла – конечный результат заметит только человек с музыкальным слухом.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?