Основной деталью двигателя внутреннего сгорания является блок, изготовленный из алюминия или чугуна. В случае износа зеркала цилиндров восстанавливают расточкой или установкой гильз – конкретная технология определяется конструкцией блока. Механические повреждения блока устранить невозможно, деталь подлежит замене.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Блок представляет собой отливку, в которой выполнены цилиндры и имеются каналы для протока антифриза и масла, а также есть поверхности для монтажа основных деталей двигателя. Зеркала могут растачиваться непосредственно в материале блока, формироваться гильзами или химическим травлением. Как правило, в
ремонт попадают блоки с износом зеркал цилиндров – естественным из-за пробега или преждевременным из-за попадания в цилиндры посторонних частиц. В случае обрыва шатуна обломок пробивает боковую часть блока, зачастую с образованием трещин и повреждением гильз или рабочей поверхности цилиндра. Изредка встречается проблема деформации блока из-за температурных нагрузок – коробление больше характерно для головки, отличающейся менее массивной конструкцией.
Ремонт
В случае появления проблем с двигателем, необходимо установить причину поломки. Снижение компрессии и угар масла свидетельствуют об износе деталей поршневой группы. Точно установить причину можно только после разборки двигателя и промера сопрягаемых деталей. Если габариты выходят за пределы полей допуска, то необходим ремонт с заменой части деталей. Цилиндры растачивают под ремонтный размер, на данном этапе возникает сложность – не всегда производители поставляют на рынок запчастей ремонтные поршни и кольца.
Зеркала цилиндров с травленой поверхностью можно отремонтировать только в заводских условиях, и то не на каждой модели двигателя. По этой причине популярна технология расточки блока с установкой ремонтных гильз и оригинальных поршней с номинальным и единственным размером. Есть еще один путь – подбор поршней и колец под ремонтный размер от другой модели двигателя, в этом случае надежность восстановления будет под вопросом.
Технология расточки
Если планируется расточка зеркал под ремонтный размер, то блок тщательно промывают и устанавливают на специальный станок. Блок предварительно разбирают – снимают все элементы, мешающие расточке или способные загрязниться при ремонте. Определенные сложности возникают при снятии форсунок для подачи масла на днища поршней, особенно на двигателях с большими пробегами. После восстановления геометрии (при работе двигателя износ поверхностей неравномерный, что приводит к эллипсоидности цилиндра) на зеркало наносится хон.
Хон представляет собой неглубокие риски, позволяющие удерживать масло для снижения трения и увеличения ресурса.
Также в квалифицированных сервисах предлагают услугу нанесения финишного антифрикционного покрытия на зеркала цилиндров, снижающего риск прихвата поршней и образования задиров.
Иногда расточка не позволяет убрать глубокие задиры, в этом случае блок придется менять или ставить гильзы. При расточке есть предельная толщина снимаемого металла, определяемая толщиной заводских гильз или характеристиками отливки блока. После расточки блок промывают от остатков стружки и смазывающе-охлаждающей жидкости, проверяют геометрию. Если размеры попадают в поле допуска, то блок передают для дальнейшей сборки двигателя. А бывает при ремонте проводится шлифовка постелей для установки коренных вкладышей коленчатого вала. Замена крышек не допускается, каждая крышка проходит цикл механической обработки с блоком и уникальна по размерам. В блоке всегда есть проточки для упорных полуколец, исключающих смещение коленчатого вала. В ряде ситуаций поверхность проточки изнашивается и требует восстановления.
Заглушки
В теле блока имеются многочисленные каналы для подачи антифриза, в которых предусмотрены технологические отверстия с заглушками. В случае замерзания жидкости (типичная ситуация при использовании низкокачественного антифриза или воды) заглушки выдавливаются льдом, что снижает риск появления трещин в теле блока. Ремонт заключается в удалении остатков заглушки, очистке поверхности от грязи или ржавчины и последующей установке новой заглушки. При качественно выполненном ремонте течь антифриза через заглушки исключена.
Коробление
Иногда на блоке возможна проблема с поверхностью стыковки с головкой. В случае прогара прокладки поток газов или антифриз могу сформировать на поверхности каверны. При простой замене прокладки двигатель будет работать без проблем недолго, затем прокладку пробьет, не исключено смешивание моторного масла и антифриза. Иногда чугунные блоки ржавеют – проблема встречается на дизелях грузовых двигателей с пробегами за 1 млн км. Поверхность шлифуют на станке, добиваясь минимальной кривизны (значение определяется производителем двигателя).
Обрыв шпилек или болтов
Достаточно распространенной проблемой является обрыв крепежей, при котором резьбовая часть остается в теле блока. Причин множество – нарушение последовательности и момента затяжки, вторичное использование болтов в нарушение требований производителя, применение болтов с недостаточной прочностью. Основной проблемой будет выкручивание обломка – для этого в остатках болта сверлят отверстие для установки специального инструмента, некоторые мастера аккуратно прорезают паз под шлиц отвертки. Для снижения усилия при отворачивании используют метод тепловой раскачки – нагрева и охлаждения блока в зоне обломка. В крупных сервисах могут применять электроэрозионную установку для выжигания остатков болта.
Восстановление резьбы
Иногда встречается проблема срезания или вытягивания резьбы, чаще всего неприятность проявляется на блоках из алюминия. Протяжка болтов не даст результата, скорее будет срезана оставшаяся резьба. Для восстановления требуется разобрать двигатель и открыть свободный доступ к отверстиям с поврежденной резьбой. Отверстие растачивают, нарезают резьбу под установку ремонтной футорки (существуют специальные комплекты деталей для восстановления резьбы), в которую уже вворачивают штатный болт крепления головки или иной детали.
Заключение
Восстановление блока требует использования специального оборудования, в кустарных условиях качественный ремонт невозможен. В ряде случаев сильно поврежденный блок придется менять – в случае пробития оборванным шатуном или сильного износа зеркал цилиндров. Окончательный вердикт вынесет мастер, ремонтирующий двигатель.