Иногда водители сталкиваются с проблемой появления рывков при разгоне на большой скорости. При плавном ускорении или стабильном движении на малой или средней скорости двигатель работает нормально. Причин рывков может быть несколько, в основном проблема связана с неисправностью систем зажигания и подачи топлива, хотя могут быть и другие поломки.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Наиболее распространенной проблемой является провал оборотов при попытке резкого ускорения, иногда приводящий к остановке двигателя. При плавном нажатии на газ провала нет либо есть немного замедленная реакция на открытие дроссельной заслонки. Источником проблем почти всегда являются неисправности систем подачи топлива (лечится заменой
бензонасоса) и зажигания, хотя провалы могут появляться в жаркую погоду из-за недостаточно эффективной работы системы охлаждения (проблема стандартна для старых автомобилей с забитыми радиаторами и давно не менявшимся антифризом в системе).
Гораздо хуже ситуация, когда двигатель автомобиля глохнет при попытке ускорения, что создает аварийные ситуации на дороге. Причин остановки мотора несколько – отсутствие искры, нарушение подачи топлива или отказ системы управления. Современный двигатель наверняка зарегистрирует ошибки по датчикам, диагностика и расшифровка кодов позволят быстро найти неисправность.
Система зажигания
Для воспламенения рабочей смеси в двигателях используются свечи зажигания. Автомобили старых моделей часто оснащаются внешней катушкой, соединенной со свечами проводами. На большинстве более-менее современных машин установлены индивидуальные катушки. Причиной провалов при резком разгоне могут быть пробои проводов или проблемы с катушками — двигатели с системой впрыска фиксируют неисправности в виде ошибок по пропускам зажигания по цилиндрам.
Изредка причиной провалов на больших оборотах являются изношенные свечи. Зазор между электродами по мере эксплуатации свечей постепенно увеличивается, что ухудшает образование искры. Нельзя исключать и установку бракованных или поддельных свечей — под нагрузкой искра проскакивает внутри корпуса, а не между электродами. Соответственно, появляются пропуски зажигания, при проверке на воздухе свеча работает нормально. Способ устранения проблемы один – диагностика системы и замена неисправных элементов.
Опережение зажигания
Двигатели с карбюратором требуют ручной установки предварительного угла опережения зажигания, который затем регулируется за счет разряжения во впуске. Для таких машин использовался типовой метод проверки угла – разгон со скорости 50-60 км/ч на прямой передаче, при правильной регулировке детонация будет прослушиваться на протяжении 1-2 секунд. При наличии системы впрыска электроника автоматически определяет момент зажигания в зависимости от условий работы двигателя.
Система очистки воздуха и топлива
Воздушный фильтр постепенно забивается пылью, что приводит к падению пропускной способности. Скорость загрязнения резко увеличивается при регулярных поездках по запыленным дорогам. На малых или средних оборотах производительности будет достаточно, но при высоких частотах вращения двигатель полноценно работать не сможет. Похожая ситуация складывается и с топливными фильтрами, расположение которых зависит от модели автомобиля.
Двигатели с впрыском оснащаются системой подачи топлива с насосом в баке, заборник оснащается сетчатым фильтром. Именно его загрязнение и становится причиной ухудшения подачи топлива — фильтр тонкой очистки влияет на производительность меньше. Способ ремонта один – замена фильтров, хотя при регулярном обслуживании и соблюдении регламента фильтры почти никогда не создают проблем работе двигателя.
Подсос воздуха через неплотности патрубков после датчика расхода также может стать причиной провалов из-за чрезмерного обеднения смеси.
Форсунки
Современные двигатели с системой впрыска оснащены форсунками, подающими топливо во впускной коллектор или непосредственно в цилиндры. Со временем могут появиться проблемы – форсунки подают мало или слишком много топлива либо искажают факел распыла, не позволяя получить равномерную смесь. Для проверки форсунки снимают и ставят на стенд, определяя разброс характеристик и визуально оценивая корректность работы по форме факела распыла. Если промывка не возвращает исходные рабочие параметры, то форсунки придется заменить. При монтаже нужно использовать новые уплотнительные кольца для предотвращения подсоса воздуха, все работы по установке следует проводить в соответствии с требованиями производителя.
Топливо
Мало распространенной причиной провалов при разгоне является плохое топливо. Проблема возникает при выезде на автомобиле, простоявшем без движения несколько месяцев. Бензин, как ни странно, имеет ограниченный срок хранения и со временем из топлива уходят летучие фракции. Также проблема встречается после заправки на мелких АЗС в провинции. Устранить проблему можно доливкой свежего топлива с повышенным октановым числом, также рекомендуется заправляться на крупных сетевых АЗС.
Отдельно следует упомянуть про проблемы с летним дизельным топливом в начале осени или при поездках из теплых регионов на север. В топливе летнего типа содержится парафин, образующий при падении температуры кристаллы, забивающие систему подачи топлива. При установке подогревателя топлива проблема отчасти уходит, хотя самый надежный способ избежать образования кристаллов парафинов – заливка зимнего сорта топлива в бак или добавка в летнее горючее специальной присадки, противодействующей застыванию парафинов.
Насос
Для подачи топлива в систему питания используется механический или электрический насос (для двигателей с карбюратором и впрыском соответственно). Электрический насос может выйти из строя, причем поломка будет сказываться только при повышенной нагрузке на двигатель. Производительность подачи топлива будет недостаточной, что вызовет кратковременные остановки, воспринимаемые как толчки. Механический насос обычно имеет два состояния – исправно работает во всех режимах или полностью отказывает. На ряде карбюраторных двигателей провалы могут возникать из-за перегрева насоса в жару и образования паровых пробок в топливных магистралях.
Нейтрализатор
Каталитический нейтрализатор может разрушиться или оплавиться, что приведет к уменьшению сечения канала выхлопной системы. При резком нажатии на газ отработавшие газы не успевают выйти в атмосферу, что приводит к провалу. Для проверки нейтрализатора достаточно выкрутить первичный датчик кислорода и вставить в отверстие эндоскоп. Поврежденный нейтрализатор придется вырезать с одновременным перепрограммированием блока управления двигателя. Самый правильный и дорогостоящий способ ремонта – установка нового нейтрализатора, что позволит сохранить токсичность выхлопа в заданных заводом-изготовителем автомобиля пределах.
Дроссельная заслонка
Дроссельная заслонка со временем покрывается нагаром из-за масла, присутствующего в малых количествах в картерных газах. Автомобили с системой впрыска учитывают положение заслонки по показаниям датчика, образовавшийся нагар не дает заслонке выйти в нормальное положение. В результате рассогласования данных от датчика и реального зазора между заслонкой и впускным каналом появляются провалы – система впрыска неправильно рассчитывает состав смеси. Мойка дроссельной заслонки со снятием с автомобиля решает все проблемы, при повышенном угаре масла дроссель достаточно быстро покроется нагаром и начнет работать с ошибками.
Прочие причины
На автомобилях с карбюраторными двигателями причиной провалов при разгоне может стать забитый или неправильно отрегулированный карбюратор. Большинство владельцев настраивает карбюраторы своими силами, что удается далеко не всегда. Забитые или поврежденные жиклеры, неисправный ускорительный насос – причин провалов может быть много. В идеале – карбюратор нужно промывать и отдавать для настройки специалисту.
Двигатели с системой впрыска оснащены большим количеством датчиков, отказ которых приводит к провалам при ускорении. Благодаря системе диагностики почти всегда удается быстро найти неисправный датчик. Помимо датчиков не исключено повреждение проводки или разъемов.
Иногда толчки при разгоне являются следствием некорректной работы АКПП или вариатора. Причин может быть масса – загрязнение гидроблока и соленоидов продуктами износа, падение давления в гидравлической системе вариатора, отказ датчиков или износ фрикционных пакетов. Автоматическую коробку или вариатор нужно отдавать на диагностику, своими силами найти проблему сложно.
Двигатели с турбиной могут давать провалы при разгоне из-за проблем системой наддува. Турбина является достаточно сложным узлом, работающим в напряженном режиме. Износ подшипников, неисправность системы изменения геометрии, отказ перепускного клапана – причин провала оборотов может быть много, точно определить проблему сможет только специалист.
Заключение
Появление рывков при разгоне однозначно указывает на наличие проблем с системами двигателя. Помимо увеличения расхода топлива снижается уровень комфорта, внезапные остановки двигателя могут создать аварийные ситуации на дороге. Если попытка найти и устранить поломки своими силами не дают результата, то лучше обратиться в сервис для детальной диагностики автомобиля.