Необходимость проверки работоспособности свечей зажигания в современных условиях возникает крайне редко. Пропуски зажигания легко определяются диагностикой, а при своевременной замене свечи не создают никаких проблем. Проверка может потребоваться в случае проблем с зажиганием и подозрением на установку поддельных или бракованных свечей.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Грубо говоря, свеча зажигания состоит из электродов, разделенных изолятором. При подаче импульса тока высокого напряжения искра пробивает воздушный промежуток между электродами и воспламеняет рабочую смесь. В зависимости от года выпуска и модели двигателя свечи могут оснащаться индивидуальными или общей катушкой зажигания. Во втором случае свеча соединена с выводом катушки проводом. Двигатели с механическим распределителем зажигания или транзисторным коммутатором встречаются достаточно редко.
В эпоху карбюраторных двигателей проверка работы свечей была проста – водитель на работающем моторе поочередно снимал провод с наконечника. Если питание снималось с рабочей свечи, то работа двигателя на холостом ходу становилась нестабильной или мотор останавливался. При отключении неисправной свечи поведение двигателя не менялось. На моторах с системой впрыска и индивидуальными катушками такая проверка не имеет смысла – пропуски зажигания фиксируются электроникой в виде ошибок.
Мокрые электроды
Если после неудачных попыток пуска водитель решил выкручивать и осматривать свечи, то нужно обратить внимание на поверхность электродов. Если свечи залиты топливом, то условия для образования искры ухудшаются – бензин создает проводящие ток дорожки. Причин появления топлива на свече множество – начиная от попыток запустить двигатель с неисправной системой зажигания и заканчивая проблемами с карбюратором, которые просто заливает систему впуска бензином.
Важно учесть, что наличие топлива на всех свечах однозначно указывает на общую проблему системы зажигания. Снятие свечей для сушки от топлива имеет смысл на двигателях с карбюратором, на моторах с системой впрыска проблема практически не встречается. Наличие на изоляторе темных пятен не указывает на прорыв газов – отложения возникают из-за коронарного разряда, неизбежного при работе высоковольтного оборудования.
Зазор
В процессе работы электроды постепенно выгорают, что приводит к увеличению зазора. Срок службы свечей с никелевыми электродами редко переваливает за 30 тыс. км, при использовании платиновых или иридиевых электродов свечи выдерживают пробеги до 90-100 тыс. км. Выкручивать и проверять щупом зазор есть смысл только при эксплуатации двигателя с давно не менявшимися свечами. Вместо проверки зазора и подгибания электрода, проще и разумнее купить и установить новый комплект - одним словом,
заменить свечи.
Проверка работоспособности
Устанавливать на свечу провод и проверять наличие искры на воздухе имеет смысл только для проверки исправности элементов системы зажигания. В цилиндре искра проскакивает при повышенном из-за сжатия воздуха или топливовоздушной смеси давлении. Соответственно, наличие искры на выкрученной свече совершенно не обязательно указывает на ее исправность. Если при проверке на воздухе искры нет, то есть смысл проверить исправность катушки или провода подключением другой свечи. Если искра появилась, то нужно менять свечу. Если нет – требуется досконально проверять систему зажигания.
Иногда водители используют для тестирования свечей специальные приборы с пьезоэлементом. После установки свечи нужно нажать на кнопку – тестер фактически имитирует работу катушки зажигания. Смысл в такой проверке минимальный, в процессе тестирования не участвуют другие компоненты системы зажигания. Проблемы с искрой могут быть неявными – пропуски будут возникать при резком открытии дросселя или достижении определенного числа оборотов.
Проверка свечей по сопротивлению имеет смысл только при известном сопротивлении исправной свечи, которое обычно находится в интервале от 3 до 8 кОм (в ряде свечей нет резистора и их сопротивление практически равно нулю, что нужно учитывать при проверке).
Рекомендации
Проверка зачастую является финишным этапом жизненного цикла свечей зажигания. При подборе новых деталей нужно использовать каталоги – свечи различаются не только резьбовой втулкой и корпусом, но и калильным числом. На свечах имеются уплотнительные прокладки, которые сминаются при закручивании. По этой причине не следует злоупотреблять снятием свечей – в идеале, прокладка должна сминаться один раз при установке новой свечи.
Зачастую проблемы с зажиганием являются следствием плохого технического состояния двигателя. Естественный износ поршневой группы и утрата эластичности маслосъемных колпачков приводят к попаданию масла в камеру сгорания. Проблемы создаются и из-за подсоса воздуха, неправильной работы форсунок, отключения датчика концентрации кислорода. При монтаже свечу нужно аккуратно ввернуть в отверстие и соблюдать момент затяжки – избыточное усилие приводит к обрыву корпуса.
Заключение
Проверка свечей имеет смысл при появлении проблем с зажиганием сразу после установки нового комплекта свечей. В остальных случаях перебои с зажиганием чаще всего возникают из-за проблем с двигателем – повышенного расхода масла, подсосов воздуха или текущих форсунок.