Замена масла в двигателе: пошаговое руководство и частые ошибки

Замена масла в двигателе: пошаговое руководство и частые ошибки

Одним из основных этапов обслуживания автомобиля является замена моторного масла и фильтра. Если машина обслуживается в гаражных условиях, то владельцу необходимо знать основные правила слива и заправки свежего масла. Нарушение технологии приводит к утечке масла или недостаточному уровню, что негативно влияет на ресурс двигателя.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Подготовка

На этапе подготовки к замене масла необходимо приобрести:
  1. Фильтр оригинальный или аналог. Оставлять старый картридж нельзя, вне зависимости от пробега. При загрязнении фильтрующего элемента масло подается в обход и содержит частицы износа.
  2. Свежее масло, соответствующее требованиям производителя по вязкости и допускам, а также стандартам API, ACEA. Рекомендуется приобретать масло у официальных дилеров либо в крупных магазинах. По состоянию на 2024 г. на российском рынке часто встречается поддельная продукция многих мировых брендов. Для обслуживания необходимо купить масло с запасом 0,5-1 л.
  3. Уплотнительное кольцо или новую пробку – в зависимости от модели двигателя.
Для выполнения работ потребуется набор гаечных ключей и емкость достаточного объема для сбора отработавшего масла. Также понадобится ветошь или чистая тряпка для удаления следов масла. Рекомендуется заранее подготовить опилки – никто не застрахован от пролива масла на пол. Поскольку моторное масло агрессивно влияет на кожу, то рекомендуется выполнять работы в резиновых перчатках.

Общий алгоритм работ

Для замены масла необходимо:
  • Прогреть двигатель. Ряд производителей указывает допустимую температуру масла при замене.
  • Заехать на ровную эстакаду или в гараж с ревизионной ямой.
  • Отвернуть крепления защиты силового агрегата. Если в брызговике есть отверстие, расположенное напротив сливного канала, то снимать защиту не обязательно.
  • Протереть сливную пробку и поддон вокруг отверстия ветошью от грязи.
  • Отвернуть пробку ключом, а затем полностью выкрутить заглушку рукой, стараясь сразу подставить под струю масла подготовленную емкость.
  • Отвернуть фильтр или снять крышку, под которой располагается бумажный картридж. Крышку необходимо промыть от старого масла и протереть чистой ветошью.
  • Дождаться слива масла, процедура занимает около 15-20 минут.
  • Установить на место новый фильтр и закрутить пробку, предварительно заменив кольцо или саму заглушку. В металлический корпус фильтра залить 30-40 мл масла и смазать резиновое кольцо.
  • Открыть заливную горловину и залить свежее масло. Для защиты от пролива использовать воронку или срезанную верхнюю часть от пластиковой бутылки емкостью 1-2 л.
  • Выставить уровень по щупу – на ряде автомобилей уровень определяется датчиком. Если на автомобиле нет щупа, то необходимо запустить двигатель и дождаться появления данных на экране бортового компьютера. Если уровень недостаточен, то следует заглушить мотор и долить около 100 мл масла, а затем повторить замер. Если в двигателе залито слишком много масла, то на экране будет показано соответствующее уведомление.
  • Установить на место снятые щитки защиты силового агрегата. Рекомендуется проверить уровень масла через 20-30 км, а затем регулярно контролировать уровень щупом.

На станциях для замены масла используют вакуумную установку, откачивающую масло через отверстие для щупа. В этом случае не требуется отворачивать пробку, достаточно только заменить фильтр. Но если двигатель не оснащен щупом, то слить масло можно только через отверстие в поддоне. Например, подобную конструкцию имеют моторы BMW B48, широко используемые на легковых машинах и кроссоверах немецкого производителя.

Периодичность обслуживания

Срок службы масла в двигателе зависит от множества факторов. Начиная с 90-х гг. прошлого века производители постепенно увеличивают интервал между заменами – на ряде машин европейских марок масло предписывается менять через 2 года или 30 тыс. км. Но ресурс масла не превышает 350 моточасов, а для бюджетных сортов срок службы еще меньше. При обслуживании лучше ориентироваться на условия эксплуатации и учитывать среднюю скорость движения. Например, если средняя скорость составляет 30 км/ч, то масло теряет характеристики через 7500-9000 км. 

В большинстве случаев целесообразно обслуживать мотор через 10000 км или ежегодно, затраты на масло несопоставимы с расходами на преждевременный ремонт двигателя. Если автомобиль эксплуатируется редко, то масло деградирует из-за контакта с атмосферным кислородом. Даже если за год машина проезжает 500 км, то масло необходимо менять через каждые 12 месяцев.

Уровень

Для двигателя опасен как недолив, так и перелив масла. При недостаточном уровне возможно масляное голодание. Даже если уровень находится близко к минимуму, то после пуска мотора часть масла закачивается в каналы внутри блока и ГБЦ. В результате подача смазки к нагруженным деталям может оказаться недостаточной, что вызовет ускоренный износ. Уровень масла следует проверять сразу после обслуживания двигателя, а затем через каждые 400-500 км или еженедельно. Процедура не занимает много времени, но позволяет своевременно найти утечку.

Избыток масла в картере приводит к потерям мощности, масло будет вспениваться при работе двигателя и быстро деградировать. Попадание избыточного масла на зеркала цилиндров приводит к залеганию колец из-за образования нагара. Если при обслуживании в мотор было залито излишнее масло, то его откачивают через отверстие для щупа медицинским шприцем с удлинительной трубкой. На машинах без щупа слить излишек масла можно только через пробку в поддоне.

Сложности со снятием фильтра

Если на моторе используется бумажный элемент, то для отворачивания кожуха необходим ключ. Фильтр в металлическом корпусе иногда прикипает к блоку цилиндров, отвернуть картридж не удается даже при помощи цепного ключа. В этом случае придется пробить корпус ближе к крышке отверткой или иным инструментом, который затем используют как рычаг для отворачивания. После снятия фильтра важно убедиться в наличии на корпусе резинового кольца, иногда уплотнитель остается на моторе и при установке нового элемента появляется течь.

Целесообразность промывки

Промывка мотора специальным маслом на минеральной основе не имеет смысла. При переходе на масло от другого бренда или с иным показателем вязкости достаточно просто слить старую смазку и заменить фильтр. В моторе всегда остается от 300 до 500 мл масла, которое не стекает в поддон и не сливается при обслуживании. Соответственно – залитая в двигатель промывка не сольется в полном объеме и будет растворена в свежем масле.

Отказ от замены кольца

В ряде случаев владельцы оставляют старое кольцо на пробке. Причины разные – от банальной экономии нескольких десятков рублей до рассеянности. Иногда повторное применение кольца никак не сказывается – стык пробки и картера остается герметичным. Но чаще – появляется течь масла, которое капает на поддон. Владелец не замечает проблемы до проверки уровня масла щупом или включения контрольной лампы. Результат может быть разным – если из двигателя вытекло 200-400 мл масла, то проблем не будет. Но если утечка была сильной, то «экономия» или забывчивость обернутся большими затратами на ремонт мотора.

Заключение

Замену моторного масла можно выполнить своими силами, но целесообразнее проводить работы в сервисе. Затраты будут невелики – владельцу не потребуется искать гаражный бокс или эстакаду, подбирать инструменты и задумываться о проблеме утилизации слитого масла. Работы в сервисе оформляются официально, а владелец может обратиться с претензией в случае неправильного выставления уровня масла либо появления течи через плохо затянутые пробку или фильтр.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?