Сезонная подготовка автомобиля: что нужно знать и делать

Сезонная подготовка автомобиля: что нужно знать и делать

Смена сезона сопряжена с изменением погодных условий, которые не должны повлиять на безопасность эксплуатации автомобиля. Существует ряд процедур, позволяющих подготовить машину к осенне-зимнему или весенне-летнему сезону. Объем работ во многом зависит от года выпуска и конструкции автомобиля.

Общая информация

Как таковое сезонное обслуживание заключается только в замене шин и осмотре автомобиля. В эпоху использования масел на минеральной основе требовалась замена масла в двигателе, вместо воды в систему охлаждения заливали антифриз. Если автомобиль регулярно обслуживается в сервисе, то большинство проблем обнаруживается и устраняется вне зависимости от сезона.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Замена шин

Переход на зимнюю резину лучше выполнить за несколько дней до наступления морозов. Оптимальнее всего менять шины при падении ночной температуры до +2°С, не дожидаясь сюрприза в виде обледеневшей дороги утром. Обратный переход осуществляют после повышения среднесуточной температуры до +4°С и выше, хотя нельзя исключать кратковременные похолодания через несколько дней отличной теплой погоды. Иногда владельцы машин меняют резину по многолетним наблюдениям. В средней полосе переход на зимние шины оптимален в середине октября, а на летние – в начале апреля. Хотя и здесь возможны отклонения в разные стороны из-за нестабильности погоды.

Кузов

Автомобиль нужно регулярно мыть вне зависимости от сезона – после зимы рекомендуется тщательно вымыть грязь с дорожными реагентами из колесных арок, днища кузова, карманов за передними крыльями. Если зимой на машине часто перевозили пассажиров, то под ковром пола может скапливаться влага от талого снега. Просушить ковролин и шумоизоляцию достаточно сложно – нужно снимать сиденья и часть пластиковой отделки.
Повреждения лакокрасочного покрытия камнями или шипами неприятны, но заделывать дефекты нет смысла. Если металл кузова качественный, то ржавчина на месте сколов не появится. Если на кузове есть крупные дефекты, то их нужно устранять по мере появления. Дефекты заводского антикоррозионного покрытия на порогах или днище также нужно устранять оперативно, а не весной или осенью.

Салон

После зимнего сезона зачастую требуется чистка салона, особенно если машина использовалась для постоянной перевозки пассажиров. С другой стороны, нормальный владелец регулярно следит за состоянием салона на протяжении всего года и очищает загрязнения по мере появления, а не дожидается весны. 

Система охлаждения

Зимой система охлаждения работает с минимальной нагрузкой, с наступлением теплой погоды могут появиться проблемы. Чаще всего владельцы сталкиваются с загрязнением сот радиатора, для промывки требуется разборка кассеты – грязь зачастую забивается в промежуток между радиаторами системы охлаждения и кондиционирования. Течи в системе охлаждения недопустимы – дефекты нужно устранять по мере появления. На ряде машин нужно очистить теплообменник автоматической коробки передач или вариатора. Пример - на автомобилях Nissan с вариаторами Jatco радиатор находится под подкрылком переднего колеса и требует регулярной мойки.
Устанавливать перед началом зимы картонки или другие утеплители на радиатор нет смысла. В системе охлаждения установлен термостат, от его исправности зависит быстрота прогрева и стабильность температуры антифриза. Автомобили с турбодвигателями небольшого объема не слишком комфортны при низкой температуре воздуха. В большинстве случаев на таких машинах помимо жидкостного отопителя салона имеется электрическая спираль, включение которой регулируется электроникой. 

Система кондиционирования

Проверять работоспособность кондиционера лучше в специализированном сервисе. Утечка части хладагента является нормой для систем микроклимата, при дозаправке оценивается состояние масла – наличие стружки указывает на износ компрессора. Фильтр лучше менять через 3-4 месяца эксплуатации, перед летним сезоном есть смысл обработки системы кондиционирования антибактериальным составом, поставляемым в аэрозольных баллонах. При регулярной замене фильтра скорость загрязнения системы кондиционирования снижается, обработку можно проводить не каждый год.

Омыватель

Перед наступлением холодов нужно слить летнюю жидкость или воду из омывателя и заправить в бачок зимний состав. В противном случае вода замерзнет в бачке и трубках и заблокирует насос. В этом случае придется загонять автомобиль на отапливаемую стоянку на несколько часов, а затем сливать воду. При замерзании воды возможно разрушение бачка или трубок, хотя такой дефект характерен для некоторых моделей автомобилей.

Тормоза и ходовая часть

Зимой тормоза могут загрязняться дорожными реагентами, в результате нарушается подвижность суппортов. Проверка тормозной системы является частью регулярного ТО, специально осматривать механизмы весной или осенью нет смысла. Проводить ревизию тормозов нужно при первых признаках неисправности. Если есть проблемы с направляющими или поршнем, то водитель заметит некорректную работу тормозов. 
Подвеска автомобиля также должна проверяться при очередном обслуживании. Зимой из-за воздействия низкой температуры могут выйти из строя отработавшие ресурс амортизаторы, нельзя исключить повреждение пружин. Водителю нужно постоянно следить за поведением автомобиля – появление посторонних звуков при переезде через неровности указывает на наличие проблем с подвеской и необходимость посещения сервиса для диагностики.

Очистители стекол

Резиновые щетки интенсивно изнашиваются зимой, при регулярной эксплуатации дешевые «дворники» нужно менять через 2-3 месяца. Для зимы больше подходят специальные зимние щетки с каркасом, закрытым чехлом. Бескаркасные модели можно использовать в регионах с мягкими зимами либо летом. В любом случае, нужно следовать правилу – если при работе щеток на стекле стали оставаться полосы, то «дворники» нуждаются в срочной замене. Желательно менять сразу обе щетки, износ резиновых накладок будет примерно одинаковым.

Обработка силиконом

Перед началом зимнего сезона рекомендуется нанести слой силиконовой смазки на резиновые уплотнители дверей. Также есть смысл обработать личинки замков составом, удаляющим воду. На автомобилях проблема замерзания дверей и замков обычно встречается после мойки и последующего похолодания.

Аккумулятор

Если система зарядки находится в исправном состоянии, то подзарядка батареи от внешней сети перед началом зимы не требуется. Если аккумулятор внезапно отказывает при первом морозе, то нужно приобретать новый, а не пытаться «реанимировать» старый. Одновременно рекомендуется проверить работу системы зарядки – возможно, что напряжение в бортовой сети не соответствует номиналу либо батарея разряжается из-за слишком высокого тока утечки.
Большинство современных АКБ не имеет ревизионных пробок, проверить уровень и плотность электролита невозможно. На клеммах не должен присутствовать слой окислов, контакты нужно очистить и обработать защитной смазкой. Степень зарядки батареи проверяют нагрузочной вилкой, напряжение не должно падать ниже 10,2 В. Ориентироваться на поплавковый индикатор нет смысла из-за весьма низкой точности замера.
Если есть сомнения в состоянии аккумулятора, то можно приобрести компактное пусковое устройство с литиевой батареей. Прибор легко помещается в кармане куртки или сумки, позволяет запустить двигатель даже при разряженном аккумуляторе. С другой стороны, как уже говорилось выше, если есть сомнения в исправности аккумулятора, то лучше купить новую АКБ и проверить систему зарядки.

Свечи зажигания

Менять свечи зажигания нужно не по сезону, а в соответствии с регламентом. Если проблем с зажиганием нет в теплую погоду, а свечи не выработали ресурс, то двигатель запустится и зимой при условии исправного аккумулятора и системы питания. Свечи накаливания дизелей также должны находиться в исправном состоянии в любое время года.

Топливо

Перед наступлением холодов необходимо перейти на зимнее дизельное топливо, для бензина нет сезонности. Использование летней солярки зимой не допускается – при падении температуры из топлива выпадает осадок, состоящий из парафинов. Осадок забивает фильтр, трубки и блокирует запуск двигателя. Крупные сетевые АЗС оперативно переходят на зимнее топливо, зачастую клиентам предлагаются оба вида горючего. Для повышения стойкости дизельного топлива к морозам используют специальный антигель, присадку заливают в бак.

Заключение

Сезонная подготовка регулярно обслуживаемого автомобиля заключается в замене шин, заливке незамерзающей жидкости в омыватель и переходе на другой сорт топлива в случае дизельного двигателя, а также проведении общего осмотра. Любые неисправности машины нужно устранять по мере появления, не дожидаясь очередного или сезонного обслуживания.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?