Тормоза автомобиля подвергаются постоянному износу, а также воздействию дорожных реагентов и грязи. В результате на деталях образуются очаги коррозии, появляются проблемы с подвижностью поршня или суппорта. Тормоза напрямую влияют на безопасность движения и требуют регулярной проверки с немедленным устранением найденных проблем.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
На большинстве современных автомобилей используются дисковые тормозные механизмы с плавающим суппортом. Конструкция тормозов может быть разной – на немецких автомобилях иногда встречается схема ATE с пальцами, не требующими смазки. Принцип работы всех тормозов гидравлического типа одинаков – нажатие на педаль передается на усилитель, а затем происходит прижатие колодок к диску поршнями, на которые воздействует жидкость. При снятии усилия с педали колодки автоматически отводятся от диска. В случае коррозии или подклинивания направляющих колодки остаются в контакте с диском, что приводит к ускоренному износу диска и фрикционного слоя, а также перегреву тормозного механизма.
Дисковые тормоза с односторонним расположением поршней в
суппорте имеют один нюанс – расположенная внутри механизма колодка быстрее прижимается к диску и имеет больший износ. На ряде автомобилей можно встретить тормоза с неподвижным суппортом, лишенным направляющих и оснащенных поршнями для каждой колодки. Конструкция позволяет выровнять работу механизма, колодки изнашиваются равномерно. На ряде автомобилей в конструкции заднего диска предусмотрен небольшой барабан для стояночного тормоза. Подобная конструкция достаточно сложная, чаще стояночный тормоз работает за счет прижатия штатных колодок тросом или электрическим приводом к диску.
Коррозия
Ржавчина на внешней части суппорта влияет только на эстетическое восприятие автомобиля. Вода и дорожные реагенты могут проникать под резиновые пыльники. В механизмах системы ATE нередко начинается коррозия кромки поршня, усилие резиновых втулок становится недостаточным для возврата скобы в исходное положение. В результате начинается интенсивный нагрев диска, сопровождаемый ускоренным износом покрышки и увеличением расхода топлива.
Коррозия направляющих и поршней больше характерна для автомобилей, эксплуатируемых на трассах и в крупных городах. Причина – обилие реагентов на дороге, особенно в средней полосе и северных регионах. Еще одним неприятным последствием ускоренного износа является пыль, которая попадает на диски и въедается в поверхность либо оставляет на эмали царапины.
Ржавчина на поршне может привести к другой проблеме – неравномерному усилию на колодке. В результате перекоса начинается неправильный износ фрикционного слоя. Конечный результат – ухудшение динамики торможения, сопровождаемое неравномерным истиранием диска и колодки. Водитель может долгое время не замечать проблему, но при попытке резкого снижения скорости тормоза сыграют злую шутку.
Коррозия повреждает суппорт, а также создает сложности при откручивании крепежных болтов. В ряде случаев при ремонте или обслуживании болты приходится греть и обрабатывать жидкостями типа WD40. Снизить вероятность «прикипания» резьбы позволяет специальная смазка, наносимая при сборке механизма. Иногда при ревизии обнаруживается коррозия поверхности цилиндра, по которой движется поршень. В этом случае придется искать новый суппорт или обращаться на разборку автомобилей.
Деформация диска
При длительной эксплуатации автомобиля с частично заклинившим суппортом начинается перегрев диска, который приводит к его короблению. В результате даже после ремонта водитель обратит внимание на вибрацию автомобиля при торможении. Диски со следами явного перегрева рекомендуется менять, протачивать поверхности на станке нет смысла – остаточная толщина диска практически всегда будет недостаточной с точки зрения требований производителя автомобиля.
Направляющие
Плавающая скоба передвигается по направляющим, закрытым пыльниками. В зависимости от конструкции суппорта на направляющие может наноситься смазка. Смазка отсутствует в тормозах ATE, специальные резиновые втулки способствуют возврату пальцев и суппорта в исходное положение. Если суппорт ATE потерял подвижность, то нужно менять втулки, а не пытаться смазать поверхности или внедрить иные «доработки».
Износ подшипника
При постоянном и сильном нагреве диска из-за контакта с колодкой избыточное тепло передается на ступицу. В результате возможен перегрев подшипника с выгоранием или вытеканием смазки, ставшей из-за температурного воздействия жидкой. В этом случае подшипник начнет работать в режиме практически сухого трения и быстро выйдет из строя. Случаи вытекания смазки из ступиц редки, поскольку прогреть ступицу до высокой температуры сложно – скорее всего, до этого момента колодки просто сотрутся «в ноль».
Профилактика
Основной мерой профилактики тормозных суппортов является их осмотр. Если есть следы небольшого перегрева или неправильного износа колодок, то требуется ревизия направляющих. Суппорт должен ходить по направляющим без усилия и заеданий. Если конструкция тормозов предусматривает использование смазки, то нужно использовать специальные составы, рассчитанные на работу при высокой температуре в условиях влажности. Трещины или разрывы на пыльниках не допускаются – поврежденные чехлы нужно менять. Причем желательно ставить полный комплект новых пыльников – старение резины на одном чехле практически всегда сигнализирует о близких проблемах с другими пыльниками.
Ревизию тормозов лучше проводить при каждом ТО (т.е. через 7-15 тыс. км в зависимости от регламента). Чаще всего приходится чистить и обслуживать задние механизмы, особенно на автомобилях азиатского производства. Не слишком удачная конструкция и постоянное попадание грязи приводят к заеданию суппорта, неравномерному или быстрому износу колодок. При регулярной мойке автомобиля под давлением риск заклинивания ниже. Поток воды смывает грязь с дорожными реагентами, хотя и не устраняет следы коррозии.
Заключение
Тормозные суппорта требуют периодического осмотра и обслуживания, которое целесообразно совмещать с очередным ТО. Основной проблемой является коррозия направляющих и поршня, приводящая к перекосу колодок или постоянному контакту колодок с диском. Нанесение смазки на направляющие необходимо не всегда – суппорты ATE рассчитаны на работу пальцев без смазки за счет конструкции пальцев и резиновых втулок.