Тормозные колодки нуждаются в периодической замене, ресурс деталей во многом определяется условиями эксплуатации. При проведении очередного ТО необходимо оценивать состояние тормозов автомобиля, от которых зависит безопасность движения. При сильном износе колодок возможно повреждение дисков или барабанов металлическим основанием либо утечка жидкости из-за чрезмерного выхода поршня из суппорта.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Общие сведения
Типовая колодка для дискового тормоза состоит из стальной пластины с направляющими для установки в суппорте и приклеенного фрикционного слоя, на котором могут присутствовать каналы для компенсации температурных расширений и отвода продуктов износа. На металлическое основание воздействуют поршни, при снятии усилия с педали колодка автоматически отходит от диска.
Скорость износа фрикционного слоя зависит от ряда факторов – состояния диска, качества материала накладок, стиля управления, массы и условий эксплуатации автомобиля. На колодках часто ставят механический индикатор износа – стальная пластина, которая издает скрип при контакте с диском. Также может использоваться электрический датчик – при критическом износе контакты замыкаются, в щитке приборов включается сигнальная лампа.
На современных автомобилях в большинстве случаев используются дисковые тормоза для всех колес. Сзади изредка встречаются барабаны, колодки выполнены в виде половин окружности. Тормозной цилиндр разводит колодки в стороны, обеспечивая прижатие фрикционного слоя к внутренней части барабана.
Колодки для автомобилей различаются типом фрикционного слоя:
- полуметаллические с содержанием в связующем веществе до 50% металлических частиц, имеют хорошие фрикционные свойства, но быстро нагреваются при работе;
- малометаллические со сниженной до 30% долей металла, являются достаточно надежными, но сильно пылят при работе и являются шумными;
- органические без металлических включений, имеют невысокий уровень шума и мало изнашивают диски или барабаны, отличаются несколько сниженными фрикционными характеристикам;
- керамические с добавками металлической стружки – отличаются повышенной износостойкостью, мало стирают диски, хорошие тормозные характеристики достигаются только после прогрева;
- металлические, рассчитанные на спортивные соревнования – на гражданских машинах не применяются, быстро изнашивают диски.
Ресурс
Передние колодки при городской эксплуатации выдерживают не менее 20-40 тыс. км, если машина постоянно передвигается по трассе, то колодки истираются через 60-70 тыс. км. Нагрузка на задние тормоза ниже, поэтом колодки легко выдерживают свыше 100 тыс. км. Учитывать пробег при расчете ресурса колодок неправильно – грамотнее оценивать остаточную толщину фрикционного слоя при каждом ТО или сезонной замене шин. Параллельно с колодками изнашиваются диски и барабаны, при критической остаточной толщине детали подлежат замене.
В случае эксплуатации тормозных колодок с критическим износом возможны:
- срыв остатков фрикционного слоя и повреждение дисков или барабанов стальным основанием;
- чрезмерный выход поршней из цилиндров с повреждением уплотнителей или течью жидкости;
- возникновение аварийной ситуации при интенсивном торможении.
Толщина остаточного слоя считается равной 2-3 мм – т.е. до истирания на глубину прорези для отвода пыли. Дополнительная информация указывается в заводской документации, для ряда механизмов допустимая толщина может быть другой. При истирании колодки на 50% и более существует риск перекоса поршня тормозного суппорта с повреждением кромок или появлением очагов коррозии. В результате механизм начинает подклинивать, из-за неравномерных нагрузок есть риск разрушения порядком изношенного тормозного диска.
Признаки износа
На необходимость проверки тормозов и замены колодок указывают:
- металлический скрежет при нажатии на педаль тормоза и появление на диске глубоких борозд;
- уменьшение эффективности торможения при неизменной загрузке автомобиля – увеличение тормозного пути или повышение усилия на педали, необходимого для остановки машины;
- увеличение хода педали тормоза и вибрация при нажатии, хотя дрожь может указывать на износ дисков;
- нарушение баланса тормозов – при нажатии на педаль чувствуется увод в сторону, проблема также возможна при заклинивании суппортов;
- уход жидкости из бачка при отсутствии явных следов течи;
- включение контрольной лампы аварийного износа или постоянный писк при движении от индикатора, трущегося по диску.
Наличие фрикционной пыли на колесных дисках является нормальным явлением, количество продуктов износа зависит от интенсивности применения тормозов и характеристик фрикционного слоя. Некоторые производители используют слишком мягкий материал, пыль оседает толстым слоем даже при аккуратном использовании тормозов.
Общие правила
При износе хотя бы одной колодки необходимо менять весь комплект на передней из задней оси автомобиля. Предварительно необходимо устранить причину неравномерного истирания фрикционного слоя. Новые колодки подбирают по каталогу с учетом модели автомобиля, в идеале – по VIN-номеру. Нужно учесть, что на машинах могут использоваться модифицированные прежними владельцами тормоза. В этом случае подбор колодок несколько затрудняется.
Колодки должны поставляться в качественной упаковке, сильные повреждения на фрикционном слое, а также явно инородные вкрапления не допускаются. Количество сколов по кромкам может составлять до 1% от общей площади рабочей поверхности. Не допускается наличие трещин на фрикционном материале. Доскональный визуальный осмотр не гарантирует качество колодок, отмечены случаи отрыва фрикционного слоя от стальных пластин из-за заводского брака.
При установке нужно обратить внимание на подвижность колодки в направляющих пазах суппорта. В ряде случаев приходится подтачивать металлическую пластину, в противном случае колодки невозможно вставить на место либо возникнут сложности при их снятии во время следующего обслуживания тормозов. Также важно убедиться в подвижности суппорта, в ряде случаев требуется чистка или замена направляющих либо установка нового поршня. Следует проверить остаточную толщину дисков и заменить детали с чрезмерным износом.
Установленные новые колодки требуют обкатки даже при условии замены дисков или барабанов. На стадии обкатки происходит плавная притирка рабочих поверхностей. Если начать сразу использовать тормоза на 100%, то гарантирован перегрев фрикционного слоя с последующим разрушением клеевой подложки. На протяжении первых 300-500 км рекомендуется избегать резких торможений или эксплуатации автомобиля с полной нагрузкой или прицепом.
Заключение
Проверка состояния тормозных колодок является обязательной процедурой при прохождении очередного ТО или сезонной замене шин. При износе хотя бы одной колодки нужно менять весь комплект, предварительно устранив причину неравномерного износа.