Надежный пуск двигателя внутреннего сгорания возможен только при исправном аккумуляторе. Батарея питает не только стартер, но и электронные компоненты системы впрыска топлива. Срок службы батареи в среднем составляет от 3 до 8 лет – многое зависит от качества изготовления, условий эксплуатации и ухода.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Немного теории
Стартерные аккумуляторы могут оснащаться пробками в крышке, через которые оценивается уровень и состояние электролита или доливается дистиллированная вода. Но большинство батарей не имеет пробок, и относится к необслуживаемому типу. Ресурс АКБ сильно зависит от конструкции – дешевые аккумуляторы имеют уменьшенное число пластин, что отрицательно сказывается на долговечности. Такие батареи в лучшем случае выдерживают 2-3 года эксплуатации – добиться от них лучшего результата невозможно.
Очистка от пыли
В процессе эксплуатации на корпусе батареи появляются следы от конденсата паров электролита, на которых оседает пыль. В результате замыкаются контакты и усиливается саморазряд. Протирка корпуса тряпкой, смоченной раствором нашатырного спирта, способствует продлению ресурса АКБ. Корпус аккумулятора должен быть чистым и сухим, а на контактные штыри и клеммы проводов необходимо нанести специальную смазку.
Качество электролита
Проверка уровня и плотности электролита возможна только для батарей с пробками в банках. Для нормальной работы уровень электролита должен находиться выше торцов пластин на 15 мм. Для доливки допускается применение только дистиллированной воды. Изменение цвета электролита указывает на осыпание активной массы и скорый выход батареи из строя.
Система зарядки
При выходе из строя регулятора напряжения происходит перезаряд аккумулятора, возможен выход из строя электронных компонентов и ламп. Из-за активного кипения уровень электролита падает, что приводит к обнажению кромок пластин с параллельным осыпанием активной массы. Частицы шлама падают в нижнюю часть корпуса и замыкают пластины, что приводит к выходу батареи из строя.
Не лучшим образом сказывается на аккумуляторе и недозаряд. Проблема появляется при плохом натяжении ремня привода генератора, неисправности генератора или недостаточном времени работы системы зарядки. В результате начинаются процессы сульфатации пластин, приводящие к потере емкости батареи. При недостаточной зарядке аккумулятор не позволит запустить мотор – подобная проблема часто встречается зимой. Кроме того, при малой плотности электролит замерзнет, а кристаллы льда необратимо повредят пластины.
Неправильное подключение оборудования
При ошибочном подключении к бортовой сети нештатной магнитолы увеличивается нагрузка на батарею, поскольку даже при отключенном зажигании магнитола потребляет ток. Источником утечки могут стать поврежденные провода, неправильно подключенная или настроенная сигнализация. В результате аккумулятор активно разряжается во время стоянки и не успевает зарядиться при движении.
Чрезмерная нагрузка
Для запуска исправного двигателя требуется 2-3 секунды работы стартера. Если мотор не заводится, то нет никакого смысла включать стартер на длительное время. Кроме интенсивной разрядки аккумулятора результата не будет. Целесообразнее найти поломку и устранить ее, а затем повторить попытку пуска.
Кратковременное включение фар зимой перед стартом было актуально в эпоху карбюраторных моторов и дизелей с механическим насосом. Электронная система управления подачей топлива потребляет ток не менее 10 А, поэтому аккумулятор начинает работать уже при повороте ключа. Включение дальнего света фар дает только дополнительную нагрузку на батарею. Кроме того, используемые на современных моторах стартеры с планетарными редукторами обеспечивают снижение силы тока в момент работы.
Периодическая подзарядка от внешней сети
Если автомобиль ездит очень редко, то целесообразно ежемесячно проверять уровень зарядки нагрузочной вилкой либо замером плотности электролита при наличии пробок. Датчик зарядки поплавкового типа дает примерную информацию, поскольку замер плотности идет только в одной банке. Имеет смысл раз в 2-3 месяца снимать батарею для зарядки от внешнего устройства. Если предполагается длительный простой автомобиля, то можно снять или отключить аккумулятор. Но при обратном подключении возможно потребуется ввод кода для активации магнитолы.
Правильное крепление
Вибрации негативно влияют на ресурс аккумулятора. Батарея должна быть надежно зафиксирована на площадке – прижимной планкой или пластиной. Но не следует перетягивать болты, поскольку при чрезмерном усилии на пластиковом корпусе появляются трещины.
Использование батареи с большей емкостью
Если на автомобиле установлено дополнительное мощное оборудование, то можно использовать аккумулятор с увеличенной емкостью либо поставить дополнительную батарею. На машинах с электронной регулировкой регулятора генератора необходимо вносить сведения о емкости АКБ в блок управления, в противном случае возникнут проблемы при зарядке.
Менеджер зарядки используется на многих автомобилях европейского производства выпуска после 2005 г. Например, такая система установлена на Renault Megane 3, VW Tiguan, VW Golf 6 поколения и выше. Менеджер подключен к цифровой шине данных и отслеживает нагрузку от потребителей, контролирует уровень заряда батареи. В случае нарушения баланса зарядки и потребления контроллер отключает часть нагрузки, а также обеспечивает минимизацию тока покоя. Т.е. после остановки мотора и закрытия дверей, менеджер отключает нагрузку от АКБ. За счет использования системы контроля ресурс батарей доходит до 8-9 лет вообще без единой подзарядки от внешней сети.
Важно! Без процедуры адаптации (внесения данных о емкости и типе аккумулятора) менеджер зарядки будет работать некорректно. Программирование ведется при помощи компьютера через разъем OBD-II с использованием специальных программ. Например, для VW и Audi используют программу «Вася Диагност».
Ошибки при хранении
Не допускается хранение АКБ в разряженном состоянии при напряжении менее 10,8 В. В теплом помещении начинается процесс необратимой сульфатации. Если батарея осталась на машине, то зимой возможно замерзание электролита с разрывом корпуса и повреждением пластин. Нужно сначала зарядить аккумулятор, а затем поставить на хранение с периодической проверкой напряжения тестовым прибором.
Заключение
Ресурс аккумулятора при исправной системе зарядки с электронным управлением доходит до 8-9 лет. Владельцу автомобиля достаточно удалять загрязнения с корпуса и наносить свежую смазку на клеммы. При использовании дешевых батарей от неизвестных производителей все действия по увеличению срока эксплуатации бесполезны – аккумуляторы такого класса изначально рассчитаны на 1-2 года.