Задиры в цилиндрах. Способы «получения» и чем отличаются от царапин

Задиры в цилиндрах. Способы «получения» и чем отличаются от царапин

При работе двигателя на зеркале могут образовываться глубокие царапины. Причин появления дефектов множество, некоторые модели моторов имеют склонность к образованию задиров вне зависимости от условий эксплуатации и соблюдения регламента обслуживания. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Причины

Основной причиной появления задиров является прихват поршня. При работе двигатель нагревается и детали расширяются, степень деформации зависит от материала и температуры. При конструктивных просчетах или перегреве максимальное расширение испытывает поршень, в результате юбка начинает цеплять за зеркало, разрушая масляную пленку, а на контактирующих поверхностях формируются вертикальные глубокие борозды – задиры. 
Получить задиры можно и в случае неправильной обкатки двигателя, особенно при не слишком высокой точности механической обработки цилиндров. Проблема возникает также в случае использования неподходящего сорта масла, из-за высокой вязкости насос не способен поддавать смазку в требуемом объеме к нагруженным точкам. С задирами сталкиваются любители езды с полным открытием дросселя без прогрева двигателя. Нельзя исключать прихваты поршней из-за проблем с системой охлаждения.
Некоторые двигатели имеют склонность к образованию задиров. Классический пример – моторы V8 объемом 4,8 л от Porsche, которые получают повреждения зеркал и поршней к 60-80 тыс. км. Практически все двигатели на вторичном рынке восстановленные – при ремонте были установлены чугунные гильзы. Проблемными являются и 2-литровые двигатели G4KD и G4NA от Hyndai/KIA – причиной образования задиров уже через 25-30 тыс. км является конструктивный просчет при определении жесткости блока.
Задиры являются частой проблемой на ряде двигателей VAG с алюминиевыми блоками и прямым впрыском топлива. При неудачной попытке старта попавший в цилиндры бензин частично или полностью смывает масляную пленку с зеркал, имеющих алюсиловое покрытие. Такая же ситуация складывается при неисправности форсунок, которые подают слишком много топлива в процессе работы, либо при множественных пропусках зажигания. В результате начала сухого трения между поршнем и цилиндром образуются задиры.

Способы диагностики

При появлении задиров практически всегда появляется посторонний звук от поршней, различимый на начальной стадии при холодном пуске. Впоследствии к стуку добавится угар масла, сопровождаемый пропусками зажигания. Убедиться в наличии дефектов можно без снятия головок – достаточно воспользоваться эндоскопом, камеру вводят в цилиндры через отверстие для свечи зажигания. В крупных сервисах могут использовать технологию замера остаточного вакуума в цилиндрах – при наличии задиров скорость заполнения цилиндров воздухом увеличивается.

Отличие задиров и царапин

Дефекты отличаются глубиной и количеством. Царапины возникают из-за частиц грязи, остающихся при нарушении технологии сборки или случайно попадающих в цилиндры. Царапины относятся к процессам естественного износа и не приводят к появлению стуков или избыточного расхода масла. По мере увеличения пробега число царапин увеличивается, одновременно появляется естественный износ колец и зеркал.
Причиной появления царапин могут стать кольца, частично утратившие подвижность в канавках поршня из-за нагара. При нагреве маслосъемное кольцо неравномерно деформируется, что приводит к появлению на зеркале зон повышенного износа. Со временем зазор увеличивается, что скажется на повышенном расходе масла на угар.
Распространенной причиной появления глубоких царапин на зеркалах цилиндров являются посторонние предметы. Пыль в цилиндры может попасть вместе с воздухом через порванный или отсутствующий фильтр, что вызовет образование царапин. Глубокие повреждения возникают от осколков изолятора или электрода свечи, хотя дефекты часто ограничиваются вмятинами на поршне и своде камеры сгорания. В случае разрушения перемычек на поршне из-за детонации на зеркале почти всегда образуются глубокие борозды.

Как снизить риски

Полностью исключить вероятность образования задиров нельзя. Основным способом снизить риск является правильный подбор и своевременная замена моторного масла. Поскольку поршень и блок нагреваются и испытывают температурные расширения в разном соотношении, то лучше греть двигатель 5-15 минут. Замечание особенно касается машин с моторами, склонными к образованию задиров. Если приобретается автомобиль с двигателем, требующим ремонта, то лучше один раз вложиться в полное восстановление, чем пытаться устранить задиры присадками, которые практически бесполезны. 
Ремонт двигателя с задирами сложно назвать бюджетным – стоимость запчастей и работ по V-образным 4,8-литровым моторам Porsche по состоянию на осень 2024 г. составляет 1,1-1,3 млн руб. На выходе владелец получает двигатель с гильзованным блоком, который способен пройти свыше 250 тыс. км без появления проблем (при условии своевременной замены масла и прочих технологических жидкостей, а также контроля всех систем).

Заключение

Царапины на зеркалах и поршнях являются признаком нормального износа и не влияют на параметры двигателя. Задиры образуются в случае сухого трения юбки и зеркала поршня, имеют вертикальное направление и большую глубину. С царапинами двигатель может пройти свыше 400-500 тыс. кс, задиры же требуют экстренного ремонта с расточкой или гильзовкой блока.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?