Отличие задиров и царапин
Дефекты отличаются глубиной и количеством. Царапины возникают из-за частиц грязи, остающихся при нарушении технологии сборки или случайно попадающих в цилиндры. Царапины относятся к процессам естественного износа и не приводят к появлению стуков или избыточного расхода масла. По мере увеличения пробега число царапин увеличивается, одновременно появляется естественный износ колец и зеркал.
Причиной появления царапин могут стать кольца, частично утратившие подвижность в канавках поршня из-за нагара. При нагреве маслосъемное кольцо неравномерно деформируется, что приводит к появлению на зеркале зон повышенного износа. Со временем зазор увеличивается, что скажется на повышенном расходе масла на угар.
Распространенной причиной появления глубоких царапин на зеркалах цилиндров являются посторонние предметы. Пыль в цилиндры может попасть вместе с воздухом через порванный или отсутствующий фильтр, что вызовет образование царапин. Глубокие повреждения возникают от осколков изолятора или электрода свечи, хотя дефекты часто ограничиваются вмятинами на поршне и своде камеры сгорания. В случае разрушения перемычек на поршне из-за детонации на зеркале почти всегда образуются глубокие борозды.
Как снизить риски
Полностью исключить вероятность образования задиров нельзя. Основным способом снизить риск является правильный подбор и своевременная замена моторного масла. Поскольку поршень и блок нагреваются и испытывают температурные расширения в разном соотношении, то лучше греть двигатель 5-15 минут. Замечание особенно касается машин с моторами, склонными к образованию задиров. Если приобретается автомобиль с двигателем, требующим ремонта, то лучше один раз вложиться в полное восстановление, чем пытаться устранить задиры присадками, которые практически бесполезны.
Ремонт двигателя с задирами сложно назвать бюджетным – стоимость запчастей и работ по V-образным 4,8-литровым моторам Porsche по состоянию на осень 2024 г. составляет 1,1-1,3 млн руб. На выходе владелец получает двигатель с гильзованным блоком, который способен пройти свыше 250 тыс. км без появления проблем (при условии своевременной замены масла и прочих технологических жидкостей, а также контроля всех систем).
Заключение
Царапины на зеркалах и поршнях являются признаком нормального износа и не влияют на параметры двигателя. Задиры образуются в случае сухого трения юбки и зеркала поршня, имеют вертикальное направление и большую глубину. С царапинами двигатель может пройти свыше 400-500 тыс. кс, задиры же требуют экстренного ремонта с расточкой или гильзовкой блока.