Подбор шин и дисков для вашего автомобиля: полное руководство

Подбор шин и дисков для вашего автомобиля: полное руководство

Рано или поздно любой владелец машины сталкивается с проблемой замены покрышек или колесных дисков. При подборе комплектующих учитывают ряд технических параметров, при нарушении которых колеса будут задевать за элементы подвески или кузова, а также увеличат нагрузку на ступичные подшипники. При подборе обычно пользуются интерактивными базами – владелец может найти все требования к колесам в инструкции по эксплуатации.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Разновидности шин

Автомобильные шины делятся на категории:
  • Летние дорожные – эти покрышки можно разделить на подклассы по направленности рисунка протектора. Шины отличаются низким сопротивлением качению за счет большого числа продольных канавок, диагональные прорези способствуют отводу воды из пятна контакта. Изготовлены из резины, теряющей характеристики при падении температуры окружающей среды до +4⁰С и ниже.
  • Зимние дорожные – такие шины могут иметь шипы, хотя предлагается резина фрикционного типа, в ряде стран Европы шипованные покрышки запрещены из-за негативного влияния на дорожное покрытие. Протектор зимней резины отличается большим числом поперечных канавок с увеличенным профилем для улучшения зацепа и отвода снега. Зимние покрышки не подходят для эксплуатации при температуре воздуха от +4⁰С – ухудшаются тормозные характеристики и управляемость, а резина быстро изнашивается.
  • Универсальные дорожные, рассчитанные на круглогодичную эксплуатацию. Оптимальны для использования в регионах с зимней температурой около 0⁰С. В РФ практически не применяются из-за особенностей климата.
  • Специальные, предназначенные для движения в условиях тяжелого бездорожья. Применяются на экспедиционных внедорожниках и другой технике, практически не выезжающей на дороги общего пользования.

Практически все представленные на рынке шины относятся к бескамерным. Покрышки с камерами используются на грузовой и специальной технике, камерная покрышка на легковом автомобиле – редкость. Обычно камеру ставят в случае повреждения обода диска, который пропускает воздух.

Варианты рисунка

Для автомобильных шин используется несколько вариантов рисунка беговой дорожки:

  1. Симметричный без направленности, считается универсальным и подходит для дорог с любым покрытием. Не рассчитан на движение на высоких скоростях, обеспечивает удовлетворительную управляемость. Шины с подобным рисунком часто используются в заводской комплектации.
  2. Асимметричный без направленности, применяется для скоростных покрышек и позволяет улучшить маневренность на высокой скорости. Чаще всего используется на шинах для спортивных или премиальных машин, имеющих хорошие динамические возможности.
  3. Симметричный с направленностью, позволяет повысить тяговые характеристики и улучшить проходимость на дорогах со скользким покрытием. При установке шин следует соблюдать направление вращения, указанное стрелкой на боковине.
  4. Асимметричный с направленностью, обеспечивает снижение уровня шума и улучшает управляемость на высокой скорости. Рисунок с внешней и внутренней стороны шины разный, что следует учесть при монтаже на диски.

Размерность

Размерность покрышек указывается на боковине в виде кода ххх/yyRzz, где ххх обозначает ширину протектора в миллиметрах, yy – высоту боковины в процентах от ширины, R – радиальный тип каркаса, а zz – диаметр диска. Если шина оснащена каркасом диагонального типа, то буква в маркировке размерности отсутствует. Пример обозначения 195/60R15 – такие шины распространены на легковых автомобилях классов B и C. 
Допустимые размерности указываются в инструкции по эксплуатации, а также на наклейке в проеме двери водителя или на внутренней части лючка топливного бака. Отклонение от норматива невозможно при сохранении штатной подвески или без доработки колесных арок – т.е. вмешательства в конструкцию автомобиля. Иногда покрышка с неподходящей размерностью отлично входит в арку, в случае поворота колеса в крайнее положение начинает цеплять подвеску или подкрылок. 
Важный момент, который важно учитывать при подборе – габариты тормозных суппортов. На ряде моделей размеры суппортов на базовых комплектациях меньше, что позволяет ставить более дешевые колеса с уменьшенным радиусом диска. Соответственно – установить такие колеса на комплектацию с увеличенными суппортами не получится. Пример таких машин – VW Polo с кузовом седан, на базовой комплектации использовались 14-дюймовые колеса, на прочих – диски диаметром 15 или 16 дюймов. Соответственно – установить диски диаметром 14 дюймов на среднюю и максимальную комплектации не удастся.

Индексы скорости и нагрузки

При подборе шин важно учитывать индекс нагрузки – показатель, определяющий грузоподъемность покрышки. Необходимо разделить предельно допустимый вес машины на 4, а затем сделать запас в пределах 10-15%. Затем найти ближайшее значение индекса из таблицы, цифры стандартизованы для всех производителей резины. Индекс скорости должен соответствовать характеристикам автомобиля с запасом до 10-15% - значения указывается буквой латинского алфавита. Пример нанесения индексов – 92V, где шина имеет класс грузоподъемности 92 или 630 кг и выдержит скорость до 240 км/ч.

Производитель

Наиболее сложный момент подбора – выбор бренда. По состоянию на 2024 г. в РФ в основном предлагаются шины китайского или российского производства, а покрышки крупных мировых производителей отсутствуют либо привозятся под заказ. Рекомендуется перед покупкой изучить отзывы людей, эксплуатирующих понравившиеся шины. В ряде случаев анализ мнений приводит к пересмотру выбора и приобретению покрышек совершенно другого бренда. 

Дополнительные параметры

При подборе шин можно учесть следующие характеристики:
  1. Экологический класс, обозначаемый буквами от A до G – определяет сопротивление качению и расход топлива. Наилучшая экономичность соответствует категории А.
  2. Тормозные характеристики на влажном покрытии, описываемые буквами от A до G. Наилучшее торможение на мокрой дороге обеспечит шина с индексом G.
  3. Класс шумности, уровень шума при движении указывается в дБ.
Описанные выше дополнительные параметры указываются на заводской этикетке. На боковине шины присутствует информация о производителе и модели, допустимом давлении и нагрузке, стране и дате изготовления, конструктивных особенностях. Например, часто встречаются шины с маркировкой Run Flat, отличающиеся усиленной боковиной. В случае прокола автомобиль может продолжить движение до ближайшей мастерской. На машинах с покрышками Run Flat имеется компрессор для подкачки и баллон со смесью для быстрого ремонта, запасное колесо отсутствует. При движении на спущенной шине Run Flat следует соблюдать предписанную скорость и исключить резкие маневры – в противном случае покрышку сорвет с диска.

Разновидности дисков

На автомобилях используются диски:
  1. Из стального листа с покрытием специальной эмалью. Отличаются дешевизной и большим весом, чаще всего используются на базовых комплектациях или на запасном колесе. Часто оснащаются пластиковыми декоративными колпаками, позволяющими немного снизить расход топлива.
  2. Литые из алюминиевого сплава. Отличаются меньшей массой и разнообразным дизайном, поверхность покрыта защитным лаком. В случае контакта с бордюром или под воздействием дорожных реагентов лак разрушается, на дисках появляются некрасивые пятна. Не отличаются высокой стойкостью к ударам, замечание особенно касается моделей бюджетной категории. Обеспечивают хорошее охлаждение тормозов за счет повышенной теплопроводности.
  3. Кованые, отличаются меньшим весом и высокой прочностью. Технология производства определяет увеличенную стоимость, ассортимент дизайна и размеров ограничен. При сильном ударе диск сминается, восстановить геометрию получается не всегда.
  4. Комбинированные или сборные, которые состоят из секций, выполненных по разным технологиям. Например, обод может быть кованым, а центральная часть – литой. Детали соединяются между собой болтами. Сборные диски встречаются достаточно редко, объединяют в себе преимущества технологий ковки и литья.

Размерность

При подборе диска учитывают не только диаметр, а также количество и расположение отверстий для крепления и вылет. Категорически не рекомендуется пересверливать крепления – дополнительные отверстия ослабят конструкцию ступичной части. Отверстия должны соответствовать по форме крепежным болтам, при несовпадении болты или гайки могут повредить диск либо самопроизвольно открутиться.
Есть еще один важный геометрический параметр – диаметр центрального отверстия. Если размер отверстия больше центрирующего выступа на ступице, то можно использовать кольцо из пластика или легкого сплава. Соответственно – диск с меньшим диаметром отверстия не подойдет. Также нужно учитывать ширину обода, определяющую допустимую ширину покрышки. Для стальных дисков применение переходных колец не предусмотрено, диаметр центрального отверстия должен точно соответствовать выступу на ступице.
Поскольку на автомобилях чаще всего используются шины без камер, то на дисках имеются выступы или хампы, удерживающие покрышку. Стандартные выступы обозначаются как Н или Н2 в маркировке. Также встречаются диски с плоскими выступами, маркируемыми аббревиатурой FH. При использовании ассиметричных выступов или комбинированных хампов в маркировку диска вводятся индексы AH и CH соответственно.
Под вылетом подразумевается расстояние между линией соприкосновения диска со ступицей и осью симметрии диска. В зависимости от конструкции вылет может быть положительным, отрицательным или нулевым. В последнем случае ось симметрии диска совпадает с торцом ступицы. Отрицательный вылет подразумевает смещение вглубь диска линии соприкосновения со ступицей, а положительный – смещение линии контакта наружу относительно оси симметрии.
Требования к геометрическим параметрам дисков указываются в инструкции при эксплуатации. Например, при нарушении норматива на вылет увеличивается нагрузка на ступичные подшипники, ухудшается управляемость. В ряде случаев колесо из-за недопустимой геометрии диска цепляет за кузов или элементы подвески при движении по прямой или вывороте передних колес. Вылет должен точно соответствовать заводским требованиям, даже отклонение на 5 мм изменяет нагрузку на подвеску и сокращает срок службы деталей ходовой части.
Пример расшифровки обозначения колесного диска 7,5Jх16H25/112ET35D66.6:
  • 7,5 – ширина обода, измеренная в дюймах;
  • J – конструктивные особенности, не учитываемые при подборе;
  • х – конструкция диска, в примере литера х указывает на монолитный диск; 
  • 16 – диаметр диска 16 дюймов;
  • H2 – количество выступов или хампов на торцевой поверхности;
  • 5/112 – количество крепежных отверстий и диаметр окружности, на которой расположены центра отверстий;
  • ET35 – вылет, измеренный в миллиметрах;
  • D66.6 – диаметр центрирующего отверстия в миллиметрах.
Переход от стального диска на литой практически всегда требует использования других болтов. Причина – большая толщина ступицы на литых или кованых дисках. Также возможно отличие формы прижимной плоскости на болтах – например, штатные болты могут иметь сферическую форму, а для литых дисков потребуется конус. После установки колеса на диске с отличающейся размерности следует прокрутить колесо несколько раз вручную и убедиться в отсутствии контакта с тормозным суппортом. Иногда возможна проблема в будущем – после замены колодок зазор от суппорта плавающего типа до диска становится недостаточным.

Заключение

Подбор шин или дисков для автомобиля является творческой задачей, требует от владельца знаний особенностей конструкции автомобиля. Процедуру можно упростить использованием электронных каталогов – в систему достаточно ввести модель, год выпуска и комплектацию. Риск ошибки минимален, а в случае сомнений целесообразно запросить дополнительную проверку у менеджера магазина, занимающегося поставкой шин и дисков. 
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?