В чем разница горячих свечей зажигания от холодных

В чем разница горячих свечей зажигания от холодных

Бензиновые двигатели внутреннего сгорания оснащаются искровой системой зажигания со свечами, установленными в головке блока. Свечи отличаются шагом и длиной резьбы, зазором, калильным числом и конструктивными особенностями – например, наличием уплотнительной прокладки. Тип свечи подбирается на этапе проектирования двигателя с учетом будущих условий эксплуатации техники. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Калильное число

Под термином калильное число подразумевается промежуток времени, который необходим для разогрева электродов и корпуса свечи до минимальной температуры, обеспечивающей начало воспламенения смеси в цилиндре до момента прохождения искры между электродами. Информация о калильном числе имеется в маркировке свечи. Например, обозначение BCPR6ES-11 либо PFR6A-11A показывает, что калильное число равно 6 единицам.
Как определить износ шин Как определить износ шин
Рамки возможных калильных чисел зависят от производителя. Например:
  • для продукции Denso параметр варьируется в пределах от 9 до 35 единицы – от «горячих» свечей к «холодным» соответственно; 
  • для NGK используется интервал от 2 до 11,5 единиц;
  • компания Bosch применяет обратную систему маркировки – от 10 до 2 единиц.
Таким образом, свечи с числом 2 от NGK и 10 от Bosch будут относиться к «горячему» классу. Подобный нюанс маркировки следует учесть при подборе запасных частей по каталогам.
Согласно российской системе стандартов (ГОСТ Р 53842-2010) существует ряд калильных чисел (8, 11, 14, 17, 20, 23, 26), которые следует использовать при конструировании свечей. Например, свеча А17ДВРМ имеет калильное число 17 единиц и относится к среднему классу. Свечи А11 широко использовались в двигателях советских грузовиков, рассчитанных на бензин сорта А-76 и ниже – например, ЗиЛ-130. 

Конструктивные отличия

Свечи «холодного» типа отличаются уменьшенными габаритами юбки центрального изолятора и установленного в нем электрода. Сокращение веса и массы способствует быстрому прогреву и повышенной рабочей температуре. По мере увеличения калильного числа нарастает размер юбки изолятора, которая на свечах «горячего» типа выступает на 2-4 мм относительно корпуса. Остальные характеристики – материал, сечение, покрытие электродов могут оставаться неизменными. Эти параметры никак не влияют на калильное число.

Условия работы

При небольших частотах вращения и низких нагрузках на двигатель лучшие результаты показывают «горячие» свечи. Но по мере увеличения оборотов или нагрузки возрастает расход топлива, что приводит к избыточному выделению тепла, нагреву корпуса и электродов свечи. В результате появляется калильное зажигание, приводящее к падению мощности и повышенным нагрузкам на поршневую группу двигателя.
Для предотвращения возникновения калильного зажигания и одновременной очистки от нагара необходимо обеспечить в заданных пределах температуру деталей свечи – изолятора, металлических электродов. Нижняя часть изолятора (юбка) должна прогреваться до +400…+850°С, при меньших значениях на поверхности образуется слой сажи и частиц моторного масла и нагара, что приводит к нарушению искрообразования. Повышенная температура позволяет автоматически очищать свечу в процессе эксплуатации.
При прогреве поверхностей до +900°С возможно воспламенение смеси топлива с воздухом от воздействия раскаленных элементов. Даже при отсутствии калильного зажигания высокая температура вредна для электродов, металлические элементы разрушаются от воздействия агрессивных веществ, имеющихся в продуктах сгорания. 
При заправке бензина низкого качества или неправильной регулировке момента опережения зажигания калильное воспламенение начинается при температурах ниже +850° - т.е. при рабочих значениях. Поэтому важно использовать свечи и топливо, соответствующие требованиям производителя двигателя. Регулировка момента опережения требуется только для моторов с распределителем зажигания – электронные системы автоматически определяют момент подачи импульса тока к свечам.

Применимость

Свечи «горячего» типа рассчитаны на использование в моторах с небольшой литровой мощностью или невысокими частотами вращения – например, нижнеклапанные двигатели на старых автомобилях. В силовых установках гоночного типа или высокофорсированных гражданских моторах применяют «холодные» свечи. Среднее калильное число (в пределах от 16 до 22 единиц) является компромиссным решением, такие свечи применяются в моторах легковых и коммерческих автомобилей при объеме цилиндров не более 2,5 л и литровой мощности не выше 100 сил с 1 литра.
При подборе свечи разработчики двигателя стремятся сократить время переходного состояния. После холодного старта свеча должна как можно быстрее прогреться до +450°С – эта температура необходима для начала самоочистки от нагара. Некоторые производители допускают установку свечей нескольких типов. Например, если автомобиль постоянно используется в плотном городском потоке или зимой при низкой температуре окружающей среды, то можно установить свечи более «горячего» класса. 
Для большинства серийных автомобилей производители устанавливают одно значение числа, рассчитанное на усредненные условия эксплуатации. Применение свечи с другими параметрами не приводит к положительным результатам. Переход на «холодный» тип целесообразен только в случае глубокого тюнинга мотора (установка наддува и прочее). Но в этом случае свечи подбирают путем проб и ошибок – либо ориентируются на опыт владельцев, уже доработавших такую же модель двигателя.
Если мотор переводится на сжатый или сжиженный газ, то меняются условия работы. При горении газа образуется меньше нагара, а отсутствие капель жидкого горючего увеличивает термические нагрузки на свечи. В результате штатные «горячие» свечи для бензина на газу выйдут из строя быстрее. Переход на более «холодный» тип позволит увеличить срок службы свечей.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?