Люфтит руль — основные причины проблемы

Люфтит руль — основные причины проблемы

Между деталями рулевого механизма всегда есть зазоры, от значения которых зависит люфт рулевого колеса. Но при сильном износе или неправильной регулировке биение руля выходит за рамки допуска. В результате ухудшается управляемость, поэтому при первых признаках сильного люфта руля необходимо отремонтировать механизм.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Проверка

Для определения значения люфта рулевого колеса необходимо:
  1. Вымыть и высушить колеса, а затем выгнать автомобиль на ровную площадку с твердым покрытием.
  2. Выставить колеса в положение вдоль продольной оси кузова.
  3. Аккуратно покачать руль, определяя момент начала отклонения колес. Мотор должен работать для активации усилителя.
  4. Визуально или при помощи прибора определить люфт, который не должен превышать 10° для легкового автомобиля.

Износ шарниров тяг

На автомобилях используются тяги с наконечниками, в которых установлен палец на шарнире. Сверху шарнир закрыт резиновым пыльником, защищающим детали от воздействия грязи и удерживающим смазку. В случае повреждения резинового пыльника смазка вымывается, на шарнир и ответную обойму попадает пыль. Из-за износа увеличиваются зазоры и появляется стук при работе, одновременно становится заметным люфт рулевого колеса.
Для проверки нужен помощник, который будет вращать руль резкими рывками влево-вправо. При смещении руля усилие передается на наконечники и происходит выборка люфта в шарнире. При приложении руки будет чувствоваться биение, сопровождаемое постукиванием. Проверять нужно шарниры не только около поворотных кулаков, но и в точке крепления к штоку рейки.

Ослабевшее крепление руля

Достаточно редким дефектом является ослабевание затяжки гайки, крепящей руль на валу. В этом случае помимо люфта появится биение руля по шлицам. Устранить неисправность просто – нужно затянуть гайку с требуемым моментом. Но при длительной эксплуатации руля с ослабленной гайкой разбиваются шлицы в ступице колеса, в этом случае придется менять руль. Вал, изготовленный из стали, практически не получает повреждений.

Биение вала

Рулевой вал установлен на подшипниках, при износе которых появляется радиальный люфт. Руль перемещается во всех направлениях, похожие симптомы появляются и при ослабевании затяжки болтов крепления рулевой колонки к кузову. После проверки состояния подшипников следует заменить изношенные детали либо затянуть болты динамометрическим ключом.

Износ шлицевой части или карданов

Рулевой вал имеет разрезную шлицевую часть и карданные сочленения, не допускающие смещение руля в сторону водителя при аварии. При износе шарниров или шлицов появляется стук и избыточный люфт руля. Проверить состояние деталей можно путем приложения руками разнонаправленного вращающего усилия к секциям вала. При наличии люфтов в шарнирах или шлицах будет ощущаться смещение. 

Повреждение механизма

На большинстве легковых автомобилей используется рулевая рейка, связанная с поворотными кулаками жесткими тягами с шарнирами. Ранее встречалась конструкция с длинными тягами, соединенными с кронштейнами на стойках передней подвески. Такая конструкция отличалась долговечностью из-за использования демпферов, но от нее отказались из компоновочных соображений.
На начальном этапе проверяют биение входного вала в рейку. Достаточно покачать вал рукой и попытаться сдвинуть в продольном направлении. Биение появляется из-за износа подшипников, дефект встречается редко. Чаще изнашиваются зубья шестерни и рейки, зона повреждения имеет локальный характер – по центру рейки. При таком дефекте буден слышен отчетливый стук при вращении руля в некоторых положениях.
Выбрать зазор из-за равномерного износа зубцов на шестерне можно подтягиванием гайки упора. Но со временем упорная втулка разбивает посадочное гнездо в корпусе механизма и начинает болтаться вместе с рейкой. При вращении руля будет ощущаться люфт, и прослушиваться стук со стороны механизма из-за смешения упорной втулки. Можно попытаться еще сильнее затянуть регулировочную гайку, но мероприятие носит временный характер.

Износ втулок рейки

Распространенной поломкой рулевых реек является износ втулок, расположенных по торцам корпуса. Для проверки достаточно выкрутить руль до упора, максимально выдвинув рейку из корпуса. Затем необходимо рукой покачать вышедший шток – при обнаружении биения нужно установить новые втулки.

Заключение

Люфт руля практически всегда сопровождается стуками из-за больших зазоров в механизме. Владелец автомобиля может выполнить последовательную диагностику деталей своими силами. Но восстановить рулевую рейку самостоятельно не получится – узел необходимо ремонтировать в специализированном сервисе. В случае невозможности ремонта придется искать новую рейку или покупать механизм на разборке автомобилей.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?