Что такое чип-тюнинг и стоит ли его делать?

Что такое чип-тюнинг и стоит ли его делать?

Заводская или стандартная прошивка блока управления двигателем является компромиссным решением. В программе имеется ряд ограничений, позволяющих снизить выбросы вредных веществ или ограничить подачу топлива при определенных условиях работы мотора. Чип-тюнинг является бюджетным вариантом доработки и улучшает характеристики двигателя практически без влияния на ресурс мотора. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Для управления работой двигателя внутреннего сгорания используется электронный блок, регулирующий множество параметров. В памяти контроллера заложена программа, которая может модернизироваться на протяжении жизненного цикла автомобиля. Чип-тюнинг улучшает характеристики двигателя, а также смещает пиковые значения мощности и крутящего момента в зону пониженных оборотов. Улучшение параметров достигается без доработки мотора – установки либо повышения давления наддува или модернизации системы впуска воздуха.
Модернизированные программы создаются на базе стандартных версий энтузиастами или компаниями, задействованными на рынке тюнинга автомобилей. Иногда специальные прошивки выпускают сами производители машин – доработанное программное обеспечение предназначено для версий с улучшенными динамическими характеристиками. Но довести характеристики мотора до данных спортивных модификаций простой заменой прошивки удается не всегда – двигатели для «топовых» модификаций автомобилей могут отличаться степенью сжатия, профилем кулачков распределительных валов, давлением наддува и рядом других параметров.

Результативность

Эффект от чип-тюнинга зависит от типа двигателя:
  1. Модернизация прошивки атмосферного бензинового мотора дает прибавку мощности не более 10%, но чаще результативность не превышает 4-5%. Доработанная прошивка улучшает поведение мотора на малых или средних частотах вращения за счет сдвига пика крутящего момента на меньшие обороты. 
  2. Применение модернизированного программного обеспечения на бензиновых моторах с наддувом нарастит мощность и момент на 15-20% без критической перегрузки деталей двигателя и трансмиссии.
  3. Перепрограммирование блока управления дизеля дает различный эффект. Атмосферные модели мало приспособлены для тюнинга, но ряд двигателей с наддувом можно форсировать за счет прошивки на 25-30%. В ряде случаев доработка требует снятия или отключения системы рециркуляции отработавших газов с клапаном EGR, что не лучшим образом влияет на токсичность выхлопа и стабильность работы двигателя. 
Карбюраторные моторы чип-тюнингу не подвергаются из-за отсутствия блока управления. Замена прошивки практически не позволят изменить характеристики двигателей с механическими или одноточечными электронными системами впрыска раннего образца. Новая прошивка может адаптировать двигатель к работе на бензине с пониженным октановым числом или снизить время реакции на нажатие педали газа и, соответственно, улучшить динамику разгона.

Расход топлива

Заводская прошивка изначально учитывает экологические требования – при чип-тюнинге расход топлива может меняться. Экономичность двигателя зависит как от стиля управления, так и от качества проработки модифицированной прошивки. Поскольку задачей чип-тюнинга является повышение мощности, то о снижении расхода топлива речи не идет. Да, за счет смещения пика крутящего момента можно получить меньший расход горючего в узком диапазоне оборотов, но общая экономичность двигателя ухудшится. Причем расход топлива будет выше при чип-тюнинге моторов с наддувом, а атмосферные агрегаты менее чувствительны к перепрограммированию блока управления.

Ресурс

Грамотно переработанная программа управления немного увеличивает нагрузку на двигатель, но ресурс практически не меняется. Если речь идет о кардинальном улучшении характеристик, то повышенные нагрузки могут передаваться и на трансмиссию. Например, штатная коробка передач, рассчитанная на момент до 300 Н*м, едва ли выдержит длительную работу при моменте на первичном валу свыше 450 Н*м. Другое дело, что просто чип-тюнингом добиться такого изменения характеристик невозможно. Также увеличивается нагрузка на приводы ведущих колес и тормозные механизмы – улучшение динамики разгона требует доработки тормозов. Неверное изменение параметров прошивки приводит к появлению детонации, которая разрушает детали двигателя за несколько минут работы.

Законность

Изменение прошивки блока управления двигателем никак не отслеживается при прохождении технического осмотра. Если автомобиль не подвергался внешним изменениям, то догадаться о повышении мощности мотора по внешним признакам невозможно. Но при обслуживании можно легко определить версию прошивки – чип-тюнинг является основанием для снятия автомобиля с гарантии. Сохранить гарантию можно только в случае применения заводских прошивок. Например, производитель может выпустить модернизированную прошивку с коррекциями ошибок, зафиксированных в процессе эксплуатации двигателей. Перепрограммирование производит дилер при проведении технического обслуживания.
Если владелец машины менял прошивку на неофициальную версию, то перед посещением дилера можно откатить изменения до заводских значений. Подобная услуга часто предлагается компаниями, занимающимися тюнингом двигателей. Но следует учитывать специфику блоков управления – в ряде случаев контроллер записывает версии использованных прошивок, данные считываются дилером при проведении компьютерной диагностики. В итоге автомобиль снимут с гарантии. Кроме того, при продаже на вторичном рынке грамотный покупатель сможет выяснить хронологию изменения прошивок и сделать выводы об условиях эксплуатации машины.

Примерный алгоритм чип-тюнинга

На начальном этапе следует изучить рынок и выбрать компанию, профессионально занятую в сфере тюнинга двигателей внутреннего сгорания. Перепрограммирование блока управления в условиях гаража или своими силами сэкономит деньги на начальном этапе, но нет гарантии, что использованная прошивка подходит для двигателя и не станет причиной досрочного выхода мотора из строя. Ателье, занимающиеся тюнингом моторов, дают гарантию на выполненные работы и предлагают откат прошивок до заводских значений с возвратом средств. Последний пункт важен для водителей, желающих проверить эффективность чип-тюнинга и оставшихся недовольными изменением поведения двигателя.
Последовательность перепрограммирования блока управления:
  • Проведение компьютерной диагностики блоков управления и устранение причин, вызывающих появление ошибок.
  • Снятие кривых мощности и крутящего момента при использовании стандартной программы управления.
  • Выбор подходящей прошивки или доработка имеющегося софта под требования заказчика.
  • Установка прошивки. Блок управления, в зависимости от модели автомобиля, снимается или остается на машине.
  • Снятие характеристик двигателя и сравнение со стандартными кривыми мощности и момента.
  • Финишная оценка результатов чип-тюнинга на стенде и в ходе пробной поездки. В зависимости от степени удовлетворения заказчика, прошивка может проходить несколько этапов доработки. Например, водителя может не устраивать реакция на нажатие на педаль газа или тяга двигателя в различных диапазонах оборотов.

Важные моменты

Владельцам машин, решившихся на процедуру чип-тюнинга, необходимо помнить:
  1. На начальном этапе следует проанализировать рынок и изучить отзывы клиентов о компаниях, занимающихся доработкой моторов. В идеале – желательно пообщаться с людьми, обращавшимися в выбранное ателье. 
  2. Определиться с бюджетом. При чип-тюнинге лучше не экономить и обратиться в крупное ателье, дающее гарантию на работы и предлагающее возврат средств при откате прошивки до заводского стандарта.
  3. Учесть вероятность снятия автомобиля с гарантийного обслуживания. Анализ отзывов позволит определить степень риска. Например, на ряде машин манипуляции с прошивками блока управления двигателем никак не фиксируются.
  4. В ходе пробной поездки после чип-тюнинга оценить уровень комфорта. Резкие толчки при изменении скорости, провалы мощности и прочие негативные факторы указывают на необходимость доработки прошивки.

Важно помнить, что два автомобиля с одинаковыми двигателями будут отличаться. Простая замена прошивки без доводки – огромная ошибка. Изменение одних параметров в программе требует корректировки других значений, именно поэтому грамотный чип-тюнинг не может стоить несколько тысяч рублей. При доработке в ателье учитываются возможности агрегатов трансмиссии – значение крутящего момента двигателя оставляют в безопасных пределах. Для ряда двигателей, форсированных с завода, чип-тюнинг противопоказан. Но подобные нюансы учтут только при обращении в специализированное ателье, ожидать детального анализа от гаражного сервиса не следует.

Заключение

Чип-тюнинг целесообразен для двигателей, имеющих хороший потенциал для повышения мощности и крутящего момента. Атмосферные агрегаты дорабатывать нет смысла – изменение характеристик будет практически незаметным, в основном улучшится поведение мотора на малых оборотах. Перепрограммирование блока управления может стать причиной отказа в ремонте по гарантии, поэтому эксперименты с чип-тюнингом лучше проводить на машинах после окончания срока гарантийного обслуживания.


Подписка успешно добавлена
Удалить статью?