Выхлопная система современного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания имеет ресурс не менее 5-7 лет или 150-200 тыс. км. В случае прогара увеличивается уровень шума, в салоне может присутствовать запах отработавших газов. Способ устранения повреждений зависит от характера дефекта, в ряде случаев придется менять часть выпускной системы.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Конструкция
Отработавшие газы выводятся из цилиндров в
выпускной коллектор, интегрированный в головку или выполненный в виде отдельного узла. На двигателях с наддувом газы поступают в турбину, а затем отводятся в выхлопную систему. В конструкции выхлопной системы имеется нейтрализатор, резонатор и глушитель. В состав системы входят датчики концентрации кислорода, установленные до и после нейтрализатора. Элементы выпускной системы соединены трубами, в начале тракта имеется гофрированная вставка для защиты выхлопной системы от вибраций, неизбежных при работе двигателя. В местах соединения труб имеются фланцы с прокладками, ряд производителей использует зажимные муфты. Выхлопные системы ряда двигателей дополнительно оснащаются сажевым фильтром, на дизелях в систему выпуска подается мочевина.
Причины повреждения
Отработавшие газы имеют высокую температуру, что приводит к постепенному разрушению деталей системы выпуска. Долговечность зависит от качества материалов, нанесение на стальные листы специального покрытия увеличивает ресурс деталей до 10 и более лет. Чаще всего выходит из строя гофрированная вставка из-за постоянных вибраций и перепадов температур, зачастую деталь требует замены через 80-100 тыс. км. Для отечественных автомобилей характерны прогары приемной трубы после коллектора, разрушение резонатора и глушителя по сварным швам. Причиной является низкое качество металла, хотя в последние годы долговечность систем выпуска значительно возросла. На отечественных машинах было модно ставить систему выпуска из нержавеющей стали вместо штатных деталей. С одной стороны – уходила проблема прогара, но из-за отсутствия в системе гофрированной вставки выпускной тракт трескался из-за вибраций.
Гофра
При прогаре гофрированной части появляется запах выхлопа в салоне и увеличивается уровень шума, по мере прогрева двигателя проблемы могут исчезнуть. При осмотре на гофре будут видны следы прогара и прорыва выхлопных газов. У владельца автомобиля есть несколько путей ремонта – замена только гофрированной секции либо установка гофры с патрубками. В первом случае потребуются сварочные работы, второй метод позволяет обойтись без сварки. Почти наверняка придется менять прокладки и болты, соединяющие секции выхлопной системы.
Подвесы
Выпускная система подвешивается к днищу на резиновых элементах и стальных крюках. Под воздействием дорожных реагентов и высокой температуры крюки отгнивают, при этом глушитель и трубы остаются герметичными. Для ремонта нужно соединить сгнившие крюки сваркой либо сделать подвесы из подручных материалов – длинных шпилек. Проблемы с подвесами характерны для машин старше 10-12 лет. Не исключено разрушение ответных креплений на кузове, в этом случае придется ремонтировать кузов сваркой с последующей защитой швов мастикой. Повреждение подвесов приводит к стуку выхлопной системы о кузов, в ряде случаев есть риск отрыва глушителя или всей системы под собственным весом.
Прокладки
Нередко источником постороннего шума являются прогоревшие прокладки или сгнившие болты соединения фланцев. Болт нужно высверлить и заменить новым (желательно – с медным покрытие для защиты от коррозии), если обтяжка соединения не восстанавливает герметичность стыка, то прокладку нужно менять. Используемые в системе выпуска металлические прокладки являются одноразовыми, после разъединения фланцев прокладку нужно менять.
Резонатор и глушитель
Внутри резонатора и глушителя установлены перегородки и перфорированные трубы, необходимые для многократного изменения направления движения потока газов и снижения шума. Прогоревшие перегородки создают характерный шум, ремонт заключается в замене резонатора или глушителя. Нередко на автомобилях отечественного производства прогорает или разрывается газами корпус резонатора либо глушителя. Методики восстановления при помощи стеклоткани или сварки не слишком надежны, лучше менять разрушенный узел. Трещины на стыках и самих трубах можно попытаться заварить заплатками, хотя долговечность ремонта будет недостаточной.
Каталитический нейтрализатор
Корпус нейтрализатора практически никогда не прогорает, чаще всего проблема затрагивает керамическую вставку. В результате снижения пропускного сечения двигатель не развивает мощность, резко падает динамика разгона. Разрушение керамической секции чревато попаданием пыли в цилиндры с образованием задиров. Как правило, ремонт ограничивается удалением нейтрализатора с заменой прошивки на версию без поддержки обратной связи по составу отработавших газов от датчиков концентрации кислорода.
Задиры способствуют увеличению расхода масла и снижают общий ресурс двигателя, при удалении нейтрализатора капитальный ремонт проводят очень редко. На ряде автомобилей нейтрализаторы могут разрушаться при пробегах всего 15-20 тыс. км из-за недостаточной прочности и просчетов при конструировании (классический пример – автомобили KIA и Hyundai с бензиновыми двигателями объемом 1,6 и 2 л, соответствующими нормативу Евро-5).
Заключение
Повреждение практически любого элемента выпускной системы требует замены вышедших из строя деталей. Восстанавливать глушитель, резонатор и трубы практически бессмысленно – от вибраций и высокой температуры отремонтированные элементы быстро выйдут из строя. При использовании качественных запчастей и грамотном проведении ремонта система выхлопа будет исправно работать несколько лет.