Электроника в современных автомобилях: частые неисправности и их диагностика

Электроника в современных автомобилях: частые неисправности и их диагностика

С 90-х гг. прошлого века происходит неуклонное увеличение числа электронных компонентов на борту автомобиля. Практически ежегодно появляются новые системы, повышающие уровень безопасности и комфорта. Одновременно увеличивается и число поломок – многие дефекты можно определить своими силами, но ремонт лучше доверить специалистам.

Ошибки

Электронные блоки управления поддерживают самодиагностику, в случае сбоя в память заносится ошибка. В большинстве случаев в щитке приборов включается предупредительная лампа или индикатор Check Engine вместе со светодиодом либо текстовым пояснением, указывающим на проблемный участок. Снимать провода с батареи бесполезно – ошибки хранятся в энергонезависимой памяти. Необходимо считать коды адаптером для разъема OBD-II, но для полноценной диагностики необходим сканер. Ошибки удаляют из памяти и совершают пробную поездку – если проблема в электронике была не случайной, то код будет записан заново. Дальнейший ремонт зависит от ошибки – помимо проверки проводки, не исключена замена датчиков или блоков управления.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Для считывания ошибок необходимо:
  • Подготовить адаптер и сопряженный смартфон с программой, позволяющей читать и расшифровывать ошибки.
  • Подключить адаптер к разъему OBD-II.
  • Запустить процедуру сканирования в программе на смартфоне.
  • После окончания диагностики ознакомиться со списком найденных ошибок.

Разрушение дорожек

На автомобилях старше 5-7 лет нередко встречается проблема отслоения дорожек печатных плат или отхода элементов из-за вибраций. В результате блоки управления отключаются или работают с ошибками. Также нередко печатные платы повреждаются из-за попадания влаги, вызывающей окисление дорожек. Ремонт заключается в определении неисправного блока, который повторно пропаивают, разрушенные дорожки восстанавливают отрезками тонкого провода. Но в ряде случаев приходится приобретать новый контроллер, либо искать детали на разборках.

Обрыв проводов

Проводка современного автомобиля имеет минимальное сечение, исключение – силовые линии, предназначенные для подачи питания. Разъемы жгутов герметичны, но при неправильном соединении после ремонта или повреждении во внутренние полости попадает влага. Результат – короткое замыкание и отключение части оборудования, с фиксацией кода ошибки в большинстве случаев. Также не исключено повреждение изоляции – защитный слой может пересыхать и трескаться. Определить дефект проводки достаточно сложно – необходимо проверять тестовым прибором каждую линию, в ряде случаев приходится шевелить проводку, поскольку в состоянии покоя проблем не наблюдается.
Как определить износ шин Как определить износ шин
На машинах с пробегом возможен частичный отказ электрических систем из-за коррозии клемм минусовых проводов, подключенных к кузову.
Несмотря на то, что весь кузов автомобиля подсоединен к отрицательному полюсу батареи и генератора, обрыв или повреждение одного из кабелей приводит к сбоям. Необходимо последовательно осматривать все крепления – чаще всего проблема встречается в зонах, подверженных воздействию дорожных реагентов и влаги. Отключение оборудования может быть связано и с выходом из строя предохранителя, который следует вынуть из монтажного блока для проверки.

Несоответствие версий программного обеспечения

Проблема чаще всего встречается на новых автомобилях китайских брендов. Из-за несовместимости программного обеспечения часть оборудования работает некорректно. Устранением занимаются дилеры в рамках гарантийных кампаний, но зачастую владельцу приходится обращаться к официальным представителям несколько раз. 

Проблемы со штатной сигнализацией

Владельцы машин с пробегом иногда сталкиваются с отказом штатной сигнализации, которая не видит ключ. Иногда причиной сбоя является севшая батарейка в передатчике, но отмечены случаи, когда из-за низкого напряжения ключ теряет кодировку. В этом случае придется повторно прописывать передатчик, используя для открытия машины второй ключ. Изредка владельцам приходится менять ключ, который не удается повторно запрограммировать. Подобная проблема характерна для Ford Focus II поколения. 

Падение или повышение напряжения

В случае неисправности генератора напряжение в бортовой сети будет отличаться от номинала. В случае просадки автомобильное оборудование будет работать от батареи и разрядит ее за 1-2 часа. Повышенное напряжение губительно как для аккумулятора, так и для электроники и приборов освещения, которые горят неестественно ярко.
Для проверки напряжения необходимо запустить двигатель и подключить к клеммам батареи щупы тестера. Напряжение бортовой сети в современных автомобилях варьируется в пределах от 14,5 до 15,1 В. Напряжение поддерживается электроникой, в случае недостаточного тока от генератора происходит автоматическое отключение ряда потребителей. Например, после ночной стоянки и пуска двигателя может временно не работать обогрев сидений. Не следует сразу искать поломку – по мере подзарядки аккумулятора обогрев включится. 

Спорадические отказы

Современные автомобили оснащены различными системами защиты, при срабатывании которых у водителя складывается впечатление об отказе оборудования. Например, на ряде моделей VAG насос омывателя стекол подключен через блок управления. При замерзании жидкости и попытке включения насоса омыватель блокируется, контрольная лампа в щитке приборов не включается, хотя в памяти блока управления записывается ошибка. Для восстановления работоспособности необходимо растопить замерзшую жидкость, а затем отключить батарею на 3-5 минут. 
Также на VAG встречается проблема самопроизвольного опускания стекла из-за льда, который вызывает срабатывание защиты от замерзания. После прогрева автомобиля на теплой стоянке проблема исчезает. Спорадические ошибки электроники могут быть у любой машины, опытные владельцы и сотрудники сервисов зачастую знают характерные для автомобиля проблемы.

Заключение

Основные проблемы с электроникой появляются на машинах старше 5 лет. Причиной является постепенная деградация изоляции проводов, обрывы кабелей или отслоение печатных дорожек в блоках. Диагностику электроники лучше проводить в условиях сервиса, оснащенного специальным оборудованием. Ремонт своими силами чреват ошибками при восстановлении проводки или электроники, что приводит к коротким замыканиям и фатальному повреждению компонентов, а в ряде случаев – и к возгоранию проводки и автомобиля.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?