Автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности, конструкция которых зависит от года выпуска, марки и комплектации автомобиля. Большинство компонентов не требует обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля. Системы безопасности необходимо ремонтировать только после срабатывания, т.е. после аварии.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Ремни
На автомобилях используются инерционные ремни безопасности, с началом применения подушек в конструкцию введены пиротехнические натяжители. Патроны срабатывают вместе с подушками и натягивают длину ремня, плотно удерживая человека. Пиротехнические натяжители устанавливаются только на сиденьях водителя и переднего пассажира, обслуживания не требуют.
До конца 80-х гг. на части машин устанавливались неинерционные ремни, которые требовалось регулировать по длине в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Инерционные ремни настраиваются автоматически, на большинстве автомобилей верхняя петля ремня может регулироваться по высоте. Ремни являются основной системой безопасности, несмотря на введение различных электронных компонентов.
В процессе эксплуатации ремни требуют периодической чистки, в случае повреждения торцевых кромок требуется замена. Пиротехнические натяжители срабатывают только при аварии, восстановить их работоспособность можно только заменой.
Кстати. Ремни являются одним из важных идентификаторов даты выпуска автомобиля, которая указывается на пришитых этикетках.
ABS
Одной из первых электронных систем, повысивших безопасность движения, стала ABS. Оборудование внедрили на автомобилях в 80-х гг. прошлого века, что позволило избежать блокировки колес при торможении и сохранить управляемость. Впоследствии на основе ABS разработали систему курсовой устойчивости, ввели поддержку ассистента экстренного торможения и противопробуксовочной системы. В процессе эксплуатации автомобиля блок ABS вне зависимости от конструкции не требует обслуживания, необходимо лишь регулярно менять тормозную жидкость.
В щитке приборов имеется контрольная лампа, которая срабатывает при включении зажигания, а после опроса системы ABS и отсутствии ошибок, гаснет. Если лампа не выключается, то требуется компьютерная диагностика – по кодам ошибок можно точно понять неисправность. Ремонт заключается в замене блока или колесных датчиков, изредка требуется ревизия проводки либо разъемов. Восстановление гидравлического блока возможно только в условиях сервиса, оснащенного специальным оборудованием.
Подушки безопасности
В 80-х гг. прошлого века ряд производителей стал предлагать надувную подушку безопасности в руле. В начале 90-х гг. появились машины с двумя фронтальными подушками, немного позднее стали использоваться боковые подушки, а затем были разработаны шторки для защиты головы при столкновениях. На части современных машин встречается дополнительная подушка безопасности, предотвращающая травму коленных чашечек водителя.
Подушки подключены к блоку управления, срабатывание происходит по сигналам от датчиков удара и замедления. После аварии требуется установка новых подушек и замена блока управления либо сброс информации об аварии. При прочих условиях подушки не требуют обслуживания, срок службы устанавливается производителем (составляет в среднем 15 лет). Как показывает практика, подушки срабатывают и после 20-25 лет эксплуатации.
В щитке приборов автомобиля с подушками безопасности есть контрольная лампа красного цвета. При включении зажигания производится опрос системы, при отсутствии ошибок лампа гаснет. Если обнаруживаются проблемы, то лампа будет гореть, напоминая водителю о необходимости диагностики и ремонта. Лампа будет постоянно гореть и в случае сработавших подушек, при кустарном ремонте в цепь контроллера могут ставить сопротивление, имитирующее подушку.
Кузов
В конструкции кузова предусматриваются зоны программируемой деформации и усилители, образующие силовую клетку салона. Предусматривается использование карданного шарнира в рулевой колонке, предотвращающего смещение руля в сторону грудной клетки водителя при аварии. Компоненты не требуют никакого обслуживания на протяжении всего срока службы автомобиля. Поврежденную при аварии силовую клетку можно восстановить с использованием целых деталей, прочность конструкции после ремонта окажется ниже исходного уровня.
Ассистенты
На автомобиле могут использоваться дополнительные компоненты системы безопасности:
- DADS, отслеживающий степень усталости водителя по уровню контроля рулевого колеса;
- инфракрасный источник света для увеличения расстояния видимости препятствий в темное время;
- адаптивные фары, автоматически регулирующие направление и интенсивность светового потока и подсвечивающие обочину при поворотах;
- ультразвуковые датчики для обнаружения препятствий, используются при маневрировании;
- камеры кругового обзора, позволяющие выводить изображение о ситуации вокруг автомобиля на экран мультимедийного центра;
- радары, используемые для работы системы автономного управления или адаптивного круиз—контроля;
- камеры для отслеживания дорожной разметки и распознавания дорожных знаков.
Обслуживание электронных ассистентов заключается в устранении ошибок. В случае поломки требуется замена неисправных компонентов. Оборудование сохраняет работоспособность и после аварии (при условии, что все детали остались целыми).
Заключение
Системы безопасности автомобиля не требуют регулярного обслуживания. Подушки безопасности рассчитаны в среднем на 15 лет эксплуатации, по факту в РФ практически никто не меняет их после истечения срока службы. Ремонт компонентов систем безопасности требуется после аварий, работы рекомендуется проводить в условиях сервиса.