Как определить износ шин

Как определить износ шин

Проверка шин — один из обязательных пунктов технического обслуживания автомобиля. Только вот определить износ по одним внешним признакам не всегда удается. Как правило, датчики оповещают водителя о необходимости замены резины слишком поздно. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Важность проверки

Три основные причины, зачем важно следить за состоянием шин:
  1. Выявление причины износа. Например, если резина стерлась пятнами, то это укажет на разбалансировку колес. Если не провести ее своевременно, то вибрации сократят ресурс всей ходовой части автомобиля.
  2. В целях безопасности. Глубина рисунка протектора непосредственно влияет на управляемость автомобилем. Чем мельче ламели, тем хуже шины будут отводить воду, а соответственно — ухудшится сцепление с дорогой и увеличится тормозной путь. Все это грозит аварией на дороге.
  3. Чтобы избежать штрафа. Владельца машины с изношенными шинами по закону штрафуют по статье 12.5 КоАП. 

Каков ресурс автошин

Это зависит от типа резины и назначения покрышки. Например, для беспрокольных внедорожных шин используется очень прочный материал с глубокими ламелями. Все это дополнительно оснащается в обязательном порядке адаптированной подвеской и системой контроля давления. Понятно, что такие автошины служат дольше традиционных. Кроме того, по-разному изнашиваются летние и зимние шины.

Летние

Среди особенностей можно выделить жесткость материала и тонкость протектора. Как правило, ламели имеют всего 6-8 мм в глубину. Основная причина такой конструкции: летним автошинам не нужно противостоять перепадам температур и ездить по льду, снегу. В итоге их заводской ресурс составляет 10 лет. 

Зимние

Резина в этом случае применяется устойчивая к температурным перепадам и частому изменению давления. При этом зимние автошины обязаны обеспечивать надежное сцепление с заснеженными и ледяными покрытиями. Поэтому ламели на таких покрышках делают максимально глубокими и широкими — от 9 мм. Что касается показателя жесткости, то материал в этом случае должен быть мягким и эластичным. Однако изнашивается он быстрее — заводской ресурс составляет 40-80 тыс. км. 
Как узнать год выпуска шин, и что даёт эта информация Как узнать год выпуска шин, и что даёт эта информация
Внимание! Как правило, на профиле автошины бывает нанесен специальный индекс износа. Например, с цифрой 100. Это означает, что ресурс такой резины составляет 48 000 км пробега автомобиля, но в идеальных условиях. На практике это число надо разделить на 1,5. Таким образом, получается 36 000 км. По аналогии, индекс может составлять 150, 200, 300 и т. д.

Виды износа

Специалисты различают несколько видов износа автошин:
  • центральный, когда пятно контакта смещено в центр, и шина истирается именно в этом месте — покрышки перекачены или это следствие перепада температур на зимних автошинах; 
  • двусторонний, когда машина опирается на внешние ребра шин, и покрышки изнашиваются по краям — пониженное давление; 
  • односторонний, износ с внутренней стороны — такое случается при отрицательном развале, когда верхняя часть колеса наклонена к центру автомобиля;
  • односторонний, износ протектора с внешней стороны — положительный развал, верхняя часть колеса удалена от центра машины; 
  • пятнистый — указывает на разбалансировку колес (в худшем случае причину надо искать в неисправных амортизаторах или рычагах); 
  • неравномерный, на разных колесах — неправильное схождение или, что покрышки из разных партий (легко определить по дате производства каждой отдельной шины);
  • пилообразный — регулярная езда по плохим дорогам (как правило, такая «болезнь» присуща шинам с блочным протектором); 

В остальных случаях износ считается нормальным. Это означает, что шины идеально хранились в сезон, автомобиль находится в хорошем техническом состоянии и не перегружается.

Факторы, которые вызывают ранний износ шин

Ниже представлены главные факторы, оказывающие негативное влияние на авторезину:
  • Неправильное содержание. Чрезмерная сухость и низкий воздухообмен, попадание солнечных лучей, наличие масел, кислот и других агрессивных жидкостей — все это крайне отрицательно влияет на ресурс изделий, оставленных на хранение. Крайне важно также правильное положение шин — если они хранятся с дисками, то лучше будет подвесить их. Резину же без дисков — оставить на ребре. В домашних условиях такие критерии обеспечить удается редко, поэтому желательно отдавать покрышки на хранение автосервисам, располагающим специальными боксами. 
  • Низкое или чрезмерное давление. Качать покрышки нужно строго по инструкции конкретного производителя. Пониженное или повышенное давление приведет к неравномерному распределению нагрузки на протектор. В результате этого резина быстрее износится в местах, где уменьшено пятно контакта с дорогой.
  • Агрессивная манера вождения. Езда на скорости выше 90 км/ч и резкие торможения снижают ресурс покрышек в несколько раз. Даже самая жесткая летняя резина такого стиля езды не выдерживает.
  • Некачественное дорожное покрытие. Например, из-за преодоления ям и кочек покрышка испытывает сильную нагрузку. На резине остаются вмятины, она быстрее изнашивается.
  • Ошибки в эксплуатации машины. В частности, постоянно набитый до краев багажник смещает центр тяжести авто на заднюю часть. Из-за этого задние шины нагружаются сильнее передних и быстрее изнашиваются. Кроме того, рано выходят из строя амортизаторы и другие элементы подвески.

Как определить износ

Сам факт износа мало о чем говорит — надо еще определить степень истирания резины. Другими словами, можно ли ее эксплуатировать еще некоторое время или надо срочно заменять. Как это сделать, рассмотрим ниже.

Степень износа определяется путем измерения остаточной глубины рисунка протектора или ОГРП:

  • Специальная линейка с глубинометром, штангенциркуль, электронный измеритель. Инструмент опускают в канавку ламелей покрышки и снимают показатели. Затем сверяют с паспортными нормами износа, которые отображены на скрине ниже (также важно иметь в виду особенности зимних и летних шин). Если показатель ниже этих значений, шину надо менять.


  • Индикатор. На большинстве шин производителем предусмотрен специальный индикатор, по которому можно определить степень износа. Это цифры, помеченные на резине. Например, если «8» стерта, а «6» и «4» выглядят нормально — ОГРП равен 5-6 мм. 
  • Сигнальная метка. Многие производители ставят в протектор специальную метку, высотой 1,6 мм. Когда резина истирается до этой отметки, автошина уже непригодна для эксплуатации.
Еще один способ определения износа, который практиковали наши деды. Они вставляли в ламель копейку цифрой к себе. Если цифру было видно, то уровень износа большой и покрышку надо менять.
Определить степень износа можно не только методом сравнения фактического ОГРП с паспортным, но и по специальной формуле. Вот она — A=(H1-H2)/(H1-H3)*100%, где:
  • A — износ;
  • H1 — высота протектора новой шины точно такой же модели и размера;
  • H2 — высота протектора после измерения;
  • H3 — минимальная ОГРП по паспорту.
Внимание! Если высота протектора измеряется вручную, то это нужно делать в нескольких разных точках автошины — не менее шести, а лучше в девяти или двенадцати. Обязательно посередине, с боковых частей профиля, с внутренней и наружной сторонам. Замеры везде должны совпадать, иначе налицо один из видов износа, рассмотренных нами выше.

Косвенные признаки износа

Помимо всего прочего, надо обращать внимание и на косвенные признаки:
  • трещины на ребрах протектора — сильный износ, езда по плохим дорогам, некачественный материал, ошибки хранения;
  • «грыжи», выпуклости по бокам — свидетельствуют об ударе покрышек, использовать дальше таких автошины не рекомендуется;
  • вмятины — говорят о недостаточности амортизации или неправильном сход-развале;
  • множество пятен износа в разных местах покрышки — агрессивный стиль езды, долгая стоянка машины в одном положении.

Заключение

Автомобильные шины требуют правильного ухода. Тогда они прослужат долго, а владелец машины сэкономит деньги на покупку новых покрышек.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?