Как узнать год выпуска шин, и что даёт эта информация

Как узнать год выпуска шин, и что даёт эта информация

Многие автомобилисты даже не подозревают, что у шин, так же как и у продуктов питания или лекарств, есть ограниченные временными рамками сроки хранения и эксплуатации. В этом смысле недавно изготовленная покрышка сродни овощу, только что сорванному с грядки и богатому витаминами. Но постепенно даже самый качественный продукт утрачивает свои первоначальные свойства. Разлагаются полезные микроэлементы. Компоненты, делающие мякоть овощей плотной и упругой, а материал шин — прочным и эластичным, улетучиваются в атмосферу. Пользы от сморщившейся и растрескавшейся покрышки не больше, чем от завядшего яблока.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Варианты маркировки

Как следствие, решающее значение приобретает дата производства готовой продукции. В случае с шинами необходимую информацию удаётся найти, изучив обозначения, нанесённые на боковину. До двухтысячного года производители использовали маркировку из трёх цифр и двух звёздочек, заключённых в эллиптическую рамку. Ныне подобная информация представляет сугубо исторический интерес. 
Цифры означали:
  • две цифры, расположенные сразу за первой звёздочкой – неделю
  • одна цифра перед последней звёздочкой – год
Выглядело это следующим образом: *126*. При этом, если последняя цифра стояла вплотную к звёздочке, десятилетие считалось чётным (скажем, в 86 году). Наличие пробела (*126 *) или треугольника (*126△*) означало, что покрышка произведена в нечётном десятилетии (например, в 96 году).
Разумеется, подобная система обозначения была неудобной и вносила путаницу. Поэтому после двухтысячного года стали использовать четырёхзначную маркировку, в которой первые две цифры, как и ранее, обозначают неделю выпуска шины, а последние две – год. Эта информация отнюдь не для общего ознакомления.

Отсутствие необходимых обозначений говорит о том, что перед вами контрафактная продукция, от приобретения которой лучше воздержаться. В большинстве случаев вы просто выбросите деньги на ветер, столкнувшись с проблемами, связанными с эксплуатацией транспортного средства.
Плохим признаком является и наличие вокруг маркировки облоя. Некоторые недобросовестные производители, стремясь реализовать просроченный товар, используя метод вулканизации, наносят новую маркировку поверх старой.

Срок службы шин

Приобретая новую обувку для своего железного коня, следует знать, что продолжительность жизни покрышки, в зависимости от фирмы-производителя и конкретной модели, составляет 3 – 7 лет. При этом речь идёт не об износе протектора, а о сохранении эксплуатационных характеристик. 

С течением времени шины:
  • Теряют эластичность, из-за чего ухудшается сцепление с дорожным покрытием.
  • Постепенно разрушаются. Протектор и боковина начинают крошиться, на их поверхности появляются трещины.
  • Расслаиваются. При этом расслоение может происходить как между отдельными слоями резины или полимеров, так и пластичными материалами и несущим каркасом (кордом).
Всё это приводит к тому, что шины становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации, и от них приходится избавляться, отправляя на утилизацию.

Характерные повреждения и вероятные последствия

Вне зависимости от времени года, снижение эластичности покрышек приводит к возникновению серьёзных проблем:
  • Потере устойчивости автомобиля в поворотах.
  • Увеличению длины тормозного пути.
  • Ускоренному износу протектора.
Управлять машиной становится сложнее. Ухудшается эксплуатационная безопасность.

Не менее серьёзные проблемы создают растрескивание и выкрашивание резины. Повреждённый верхний слой начинает быстрее разрушаться. Ухудшается сцепление с сухим асфальтом. Усиливается аквапланирование на влажном дорожном покрытии. В холодное время года из-за замерзания воды в трещинах возникают микроразрывы, в результате чего процесс деградации протектора ускоряется.
Однако наиболее опасным является расслоение резины, способное стать причиной взрывного разрушения колёс и, как следствие — мгновенной потери контроля над автомобилем. Это чревато попаданием в серьёзные ДТП. При первых признаках расслоения шины следует немедленно заменить.
Исследования показывают, что покрышки утрачивают свои свойства под воздействием и иных факторов:
  • Ультрафиолетовые лучи ускоряют окисление каучука и других полимеров, содержащихся в составе резины. Этот процесс, называемый световым старением, оказывает сильное влияние на эластичность материала.
  • Высокая, выше допустимой нормы, температура. Причинами перегрева нередко становятся низкое давление или агрессивный стиль вождения. Во всех случаях шины быстро деградируют.
Производители добавляют в состав выпускаемой продукции химические элементы, обладающие протективным действием, но идеального решения проблем не существует.
С учётом среднегодового пробега в 20 тыс. км, продолжительность службы покрышек редко превышает 4 – 5 сезонов. Это значит, что приобретать продукцию даже самых авторитетных брендов, пролежавшую на складах или полках магазинов более трети отпущенного ей срока, нецелесообразно. Чтобы оценить остаток ресурса, достаточно посмотреть год выпуска шин.

Правильный уход

Правильно ухаживая за дорогостоящими резинотехническими изделиями, удаётся продлить срок их службы. Чтобы достичь наилучших результатов, необходимо:
  1. Регулярно очищать покрышки от загрязнений. В холодное время года, когда колёса контактируют с химически агрессивными антигололёдными реагентами, делать это следует чаще, чем летом.
  2. Периодически проверять давление в шинах, поддерживая его в указанных производителем пределах.
  3. Обрабатывать резину специальными защитными составами, так называемыми чернителями. При этом от использования составов, содержащих силикон, рекомендуется воздержаться, отдав предпочтение средствам на основе глицерина.

Декоративный эффект силиконовых чернителей длится дольше, но при этом образуется плёнка, блокирующая доступ воздуха. Из-за этого верхний слой резины начинает иссушаться. Средства на основе глицерина лишены этого недостатка, хотя наносить их приходится чаще.
К сожалению, производители далеко не всегда предоставляют полную информацию о составе выпускаемых средств, предпочитая отделываться словами об инновационных формулах и ноу-хау. Что до тестов, проводимых некоторым авторитетными автомобильными изданиями, то их результаты вряд ли можно считать достоверными. Дело в том, что выводы делаются после проведения краткосрочных испытаний, позволяющих судить о чистящих и декоративных свойствах чернителей. Долговременные исследования, дающие возможность сделать выводы о защитных свойствах, не проводятся.

Обзор средств по уходу за шинами

Рейтинг чернителей, составленный по результатам анализа потребительских отзывов, оставленных на разных информационных ресурсах, выглядит следующим образом:
  1. GRASS Tire Polish. 
  2. 3ton Black Tire.
  3. G-Power GP-507.
  4. NANOPROTECH.
  5. GRASS Black Rubber.
  6. MobiCAR.
  7. Borger Gummi.
  8. Chemical Guys Blue Guard II Wet Look Premium Dressing.
  9. Shine Systems BlackTire.
  10. Black Tire AVS.
Проблема в том, что производители автохимии часто меняют рецептуру выпускаемой продукции, а это не всегда благоприятно сказывается на характеристиках чернителей. Как следствие, автовладельцам приходится выбирать подходящие средства, действуя методом проб и ошибок.

Хранение и транспортировка

Разумеется, дело не только в правильном уходе и эксплуатации. Покрышки страдают из-за нарушений условия хранения и транспортировки. Хуже всего, когда шины перевозят или складируют навалом, что становится причиной деформации несущего каркаса, потере нормальной геометрической формы. В результате возникает радиальное и боковое биение, делающее невозможным нормальную балансировку колёс.

Чаще всего перевозчики небрежно обращаются с товарами бюджетной категории. В эту группу попадают доступные по цене товары многих российских производителей. Автомобилисты критикуют продукцию Ярославского, Омского или Камского шинных заводов, даже не подозревая, что на самом деле она не так уж плоха. Просто её транспортировали и хранили неправильно.
В принципе, существует ГОСТ, регламентирующий условия хранения и транспортировки шин. Но приходится признать, что одни сформулированные в этом документе требования трудновыполнимы, а другие — устарели или не соответствуют реальному положению вещей. Позволим себе дать несколько полезных рекомендаций, выработанных на основании опыта, полученного в процессе эксплуатации покрышек разных производителей.
Перед отправкой на хранение покрышки следует обработать, очистив от грязи и покрыв защитным составом. Если есть возможность, упаковать их в специальные чехлы или пакеты. Чехлы стоят на порядок дороже, но и эффект от их применения более существенный. Если вы намерены хранить колёса в сборе, то придерживайтесь следующих правил:
  1. Лучше всего закрепите их в свободно подвешенном состоянии, зафиксировав за обод или центральное отверстие диска.
  2. Как вариант, положите колёса одно на другое, но не более четырёх – пяти в стопке. При этом, на протяжении всего периода хранения, необходимо периодически, хотя бы раз в месяц, проверять давление, поддерживая его на нормальном уровне.
  3. Не размещайте шины, смонтированные на диски, стоя. Это приведёт к нарушению балансировки и деформации корда.
Покрышки без дисков, напротив, не следует хранить в подвешенном состоянии или складывать в стопки. Их следует размещать стоя, обработав защитными составами не только снаружи, но и изнутри.
Значение имеют температура и влажность. Покрышки нельзя хранить на расстоянии менее одного метра от нагревательных приборов. Необходимо учитывать сезонность шин:
  • для зимних лучше подходит температура в пределах от 0 до – 15 °C.
  • для летних – от +5 до +20 °C.
Уровень влажности поддерживайте в пределах 60 – 80%. Всё это связано с особенностями химического состава материалов. Если вы намерены воспользоваться условиями «шинного отеля», убедитесь, что на его складах соблюдены все перечисленные условия.

Заключение

Зная год выпуска шин, обувь для своего железного коня не следует покупать впрок даже в тех случаях, когда её предлагают с большой скидкой. Велика вероятность, что к тому моменту, когда придёт время установить на автомобиль новый комплект колёс, ресурс покрышек будет подходить к концу, делая их непригодным для нормальной эксплуатации.
Рекомендуется комплектовать транспортное средство шинами одного года выпуска. Лучше всего, если это будут изделия из одной партии. Но, чтобы узнать об этом, одной маркировки мало. Придётся изучить сопроводительную документацию. Добросовестные продавцы должны показывать её по первому требованию покупателя.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?