Как кондиционер влияет на расход топлива: мифы и реальность

Как кондиционер влияет на расход топлива: мифы и реальность

Кондиционер охлаждает воздух за счет испарения хладагента, при котором происходит снижение температуры рабочего вещества. Компрессор, установленный на двигателе, сжимает газообразный хладагент до перехода в жидкое состояние. Вращение компрессора неизбежно сказывается на расходе топлива, но затраты горючего зависят от ряда факторов.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Типы компрессоров

Существует два вида приводов компрессоров для климатических установок автомобилей. Первый тип оснащен электромагнитной муфтой на шкиве, которая включается по сигналу от блока управления. В момент начала работы компрессора наблюдается резкое увеличение нагрузки на двигатель, особенно заметное, если старт совпадает с началом движения или попыткой энергичного разгона. Второй вид не оснащается муфтой, интенсивность подачи хладагента меняется корректировкой положения рабочего диска.
Компрессоры также различаются по конструкции узла, обеспечивающего сжатие хладагента. Чаще всего встречаются поршневые системы с приводом от наклонного диска. Количество цилиндров зависит от модели компрессора – для корректировки производительности достаточно изменить угол установки диска. Недостатком конструкции являются повышенная нагрузка на двигатель. Для экономии топлива были созданы спиральные компрессоры, которые используются на машинах с электрическими или гибридными силовыми установками. 

Температура воздуха

Затраты топлива на привод кондиционера зависят от температуры окружающей среды и степени охлаждения воздуха, подаваемого в салон. Чем меньше разница между температурой снаружи и внутри автомобиля, тем меньше расход горючего. Утверждение легко проверить по данным мгновенного расхода, отображаемым бортовым компьютером. При отключении кондиционера или изменении настроек, затраты горючего уменьшаются на 10-20%.

Характеристики двигателя

Компрессор кондиционера легкового автомобиля или микроавтобуса потребляет от 3 до 5 сил мощности – затраты энергии зависят от температуры окружающей среды. Соответственно, чем слабее двигатель, тем более заметной будет потеря мощности и тем сильнее увеличится расход топлива. На легковых автомобилях с бензиновыми моторами объемом до 1,6 л включение кондиционера увеличит расход на 1-1,5 л на 100 км. На моторах с большим литражом и хорошим запасом мощности использование кондиционера даст прибавку к расходу в пределах 0,5-0,8 л на 100 км пробега.

Проветривание вместо кондиционера

Некоторые владельцы машин сознательно отказываются от применения кондиционера, в жаркую погоду открывают окна для проветривания. В результате в салон попадает пыль и залетают насекомые, причем топливо тоже не экономится. Дело в том, что открытые стекла в дверях нарушают движение потока воздуха, обтекающего кузов. Увеличивающийся коэффициент лобового сопротивления приводит к повышению расхода топлива. На ряде современных автомобилей при начале движения с открытыми окнами бортовой компьютер выводит уведомление о возможном увеличении расхода горючего.

Вред от простоя компрессора

Контур любого кондиционера заполнен хладагентом с небольшим количеством масла, которое необходимо для смазки подвижных деталей компрессора. Кроме того, масло продлевает ресурс резиновых уплотнений на местах соединения трубок. При длительном простое компрессора кольца теряют герметичность, что приводит к утечке антифриза. Если на автомобиле есть кондиционер или климатическая система, то ее следует включать не реже раза в неделю на 15-20 минут. Пользоваться или нет кондиционером – решает владелец, но включение необходимо для поддержания системы в работоспособном состоянии.

Реальные цифры увеличения расхода и возможности экономии

Увеличение расхода топлива зависит от множества факторов. Например, владелец Mercedes-Benz Vito со 136-сильным дизелем и механической коробкой передач провел замеры расхода на пути протяженностью 208 км по трассе с использованием круиз-контроля. Расход с работающим кондиционером составил 6,5 л на 100 км, а с выключенным – 5,7 л на 100 км. Таким образом, дельта за поездку составит около 1,6 л топлива, при текущей цене около 60 руб. экономия составит 96 руб.
Другой пример – поездка на расстояние 120 км на Hyundai I30 первого поколения с механической коробкой и 1,4-литровым бензиновым двигателем. Средний расход без кондиционера составил около 6,7 л, а при включении кондиционера и температуре воздуха +27°…+28°С – 7,8 л. Таким образом разница на пути составит около 1,3 л. Экономия при цене 1 л бензина А-95 около 52 руб. не превысит 70 руб.
Среднестатистический легковой автомобиль проезжает за год около 15000 км. Соответственно за это время при работающем кондиционере будет израсходовано не более 150 л лишнего топлива. Отказ от использования кондиционера теоретически позволит сэкономить около 8000 руб. Но по факту эта сумма будет меньше в силу ряда причин. Например, температура воздуха на протяжении года меняется, что приводит к различной нагрузке. Открытие окон в дверях приведет к расходу практически такого же объема бензина, кроме того, водителю придется чаще чистить салон от пыли. 
Таким образом, экономия от отказа от кондиционера превратится в несколько сотен рублей. Другое дело, если водитель или кто-то из пассажиров предрасположены к простудным заболеваниям, то холодный поток воздуха может стать причиной недомогания. В этом случае кондиционер лучше выключить, но использовать для подачи воздуха штатную вентиляцию с фильтром, улавливающим пыль и пыльцу растений.

Заключение

Использование кондиционера на автомобиле приводит к увеличению расхода топлива на 10-20%. Но климатическая установка повышает уровень комфорта в жару и удаляет пары воды из воздуха, защищая стекла от запотевания и улучшая видимость в сырую погоду. Копеечная экономия на топливе за счет отказа от включения кондиционера себя не оправдает, поскольку открытие окон приводит практически к такому же перерасходу горючего.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?