Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре

Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре

Сегодня про ГТС автомобилисты редко вспоминают. Этот узел стал гораздо надежнее, и на новых автомобилях практически не ломается. Но если за ним не ухаживать, после небольшого пробега он выйдет из строя и вынудит звать эвакуатор. Узнаем, что именно ломается и почему.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться
Как определить износ шин Как определить износ шин

Конструкция и принцип работы

Находится ГТЦ под капотом автомобиля – это цилиндрической формы железка под бачком для тормозной жидкости, от которой исходят трубки. 
Внутри две секции, каждая из которых работает независимо. Один контур отвечает за левую диагональную колесную ось, другой – за правую. 
Раньше ставили ГТЦ с одним поршнем, но выяснилось что это небезопасно. Когда он ломался - переставали работать все тормоза. Современный двухсекционный цилиндр надежнее. Если повреждается, то один из поршней (крайне редко оба вместе). Второй по-прежнему работает, и машина частично тормозит.
Расскажем кратко о принципе работы. Во время нажатия педали тормоза, оба поршня приходят в движение, задействуют возвратные пружины. Магистраль открывается, рабочая жидкость под давлением поступает в тормозные суппорты. Когда педаль отпускается, поршни идут назад, а оставшаяся жидкость поступает обратно в бачок.

Причины неисправности

Со временем компоненты ГТЦ неизбежно изнашиваются. Наши механики выделяют 4 основные поломки (от частых к редким):
1. Износ резиновых поршневых манжет или уплотнителей. Это приводит к утечке жидкости. Как следствие – теряется давление и система разгерметизируется. 
2. Поломка трубок. Они тонкостенные и быстро лопаются, когда ржавеют или на них оказывается механическое воздействие.
3. Неисправность возвратных пружин. Со временем они также меняют свои характеристики. Например, могут не возвращать поршни в исходную позицию после отпускания педали тормоза.
4. Износ внутренней поверхности цилиндра или зеркала. Характерный признак такой неполадки – педаль проваливается, торможение становится малоэффективным или вовсе невозможным.
Характерные признаки неполадки с ГТЦ
Чаще выделяются такие симптомы:
  • На приборке мигает индикатор, указывающий на низкий уровень тормозной жидкости;
  • Увеличивается тормозной путь. Педаль приходится вжимать в пол или задействовать несколько раз. Она также может проваливаться.
  • Машину при остановке уводит в сторону. Особенно при резком торможении.
  • На бачке и вокруг него заметны следы утечки ТЖ.
Работники Fresh Сервис рассказали нам подробнее о двух признаках неисправности с главным цилиндром:
1. Когда тормозная педаль сразу проваливается в пол, это часто указывает на выработку ресурса одной или обеих манжет ГТЦ. Если поврежден один уплотнитель, то машина будет останавливаться, но с трудом и не так эффективно как раньше. Это крайне небезопасно, особенно на автомобилях без ABS. Машина легко отправляется в занос, так как тормозит только одна из диагональных осей. Совет водителям: тормозить в таких случаях надо заранее и очень осторожно!
2. Когда педаль медленно уходит в пол, это признак утечки рабочей жидкости и разгерметизации. При этом педаль твердеет, если несколько раз ее выжать ногой – то есть, «прокачать». Ездить с такой неисправностью можно, но недолго. В любой момент утечка может увеличиться, и тогда тормоза перестанут работать.
В обоих случаях рекомендуется как можно скорее обратиться в СТО. У нас замена ГТЦ стоит всего 1500 рублей. Дополнительно мы прокачаем тормоза, чтобы вывести имеющийся воздух.

Ремонт или замена

Для ГТЦ встречаются ремкомплекты. Туда входят новые поршни с манжетами, стопорная шайба, прокладки бачка.
Но в большинстве случаев все сводится к набору манжет. Если ломается что-то другое, цилиндр становится неремонтопригодным или сложным в ремонте. Мало кто из мастеров захочет возиться – предложат заменить его целиком. 
Интересно! Цена на оригинальные цилиндры некоторых производителей зашкаливает. Например, ГТЦ для VW Polo стоит у нас 45 000 рублей! Владельцам приходится брать аналоги за сумму в 15 раз дешевле.
Стандартный порядок замены:
1. Подготовка. Машина загоняется на яму, ставится на ручник.
2. Удаление ТЖ из бачка. Обычно в заранее приготовленную тару - если жидкость чистая, то можно заправить повторно. Выкачивают обычно шприцем или грушей.
3. Съем трубок. Крепежи откручивают и очищают от остатков рабочей жидкости. 
4. Демонтаж бачка. Перед этим снимают шланги, идущие от расширительного бачка.
5. Снятие цилиндра. Откручивают гайки крепления к вакуумному усилителю или кузову.
6. Очистка рабочей поверхности.
7. Установка нового ГТЦ.
8. Прокачка. Обязательный этап, чтобы в ГТЦ не остался воздух.
Как меняют манжеты:
  • из демонтированного ГТЦ сливают остатки жидкости;
  • корпус очищают от грязи и масла ветошью;
  • извлекают резиновый пыльник;
  • цилиндр крепят в тиски;
  • ослабляют торцевую заглушку и болты;
  • манжеты снимают и заменяют;
  • собранный ГТЦ устанавливают на место;
  • заполняют ТЖ и прокачивают тормоза.

Как продлить ресурс

Это самое правильное, если не хотите раньше времени попасть на замену или ремонт. Вот несколько советов по уходу, которые дали наши механики – во всех случаях важно следить за тормозной жидкостью:

  1. Своевременно менять. Именно старая ТЖ чаще всего вызывает проблемы ГТЦ. В такой DOT много продуктов износа, и она начинает работать как абразив. Рвет манжеты и задирает зеркало цилиндра. При нормальных условиях эксплуатации заливать новый состав желательно не реже одного раза в 2 года. Если нагрузки на тормоз большие, то каждые 20-30 тыс. км пробега – например, такой регламент прописан для спортивных авто.
  2. Заливать качественный состав. Плохие ТЖ быстрее впитывают влагу, которая провоцирует коррозию. Из-за этого лопаются трубки и изнашивается все остальное.
  3. Регулярно проверять уровень в бачке. Если он часто опускается, то обязательно отвезите автомобиль на СТО. Возможно есть микроутечки и нужен срочный ремонт.

Ну и вот что еще важно проверять регулярно:

  • давление в колесах;
  • чувствительность тормозной педали и плавность ее хода;
  • работоспособность стоп-сигналов и контрольной лампы;
  • суппорты или барабаны передней и задней оси, а также колесные цилиндры;
  • магистрали.

Подведем итог. Хотите продлить «жизнь» цилиндру и обезопасить езду – своевременно меняйте тормозную жидкость. И регулярно проверяйте состояние элементов. Например, ржавчина на трубках, уже повод для проведения диагностики узла.

Подписка успешно добавлена
Удалить статью?