При работе двигателя внутреннего сгорания образуются картерные газы, которые проходят через маслоотделитель и подаются обратно во впуск. Поскольку в потоке воздуха остается взвесь масла и частицы пыли, то в дроссельном узле образуется нагар. Очистить отложения можно несколькими методами своими силами или в условиях сервиса.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Дроссельная заслонка отвечает за подачу воздуха в двигатель. В зависимости от года выпуска на автомобилях используется дроссель с механическим или электронным управлением. Положение заслонки отслеживается
датчиками, в режиме холостого хода заслонка полностью закрыта, а работа двигателя поддерживается регулятором холостого хода. При нажатии на педаль газа заслонка открывается, что приводит к увеличению подачи воздуха. Блок управления корректирует подачу топлива, ориентируясь на заложенную программу, учитывающую положение заслонки и ряд других параметров.
Причиной образования загрязнений на стеках канала в дроссельном узле являются частицы масла, поступающие с потоком картерных газов. Масло оседает и покрывается мелкой пылью, плотный слой отложений не дает полностью закрыть заслонку. При появлении нагара начинается подсос избыточного воздуха и появляются проблемы с работой двигателя. Интенсивность загрязнения дросселя зависит от множества факторов, в большинстве случаев чистка требуется через 100-120 тыс. км. Если двигатель порядком изношен и расходует масло, то дроссельная заслонка загрязняется намного быстрее.
Интенсивность образования отложений возрастает при частой работе двигателя на повышенных оборотах, способствующих выбросу масла в систему вентиляции. Частые поездки по сильно запыленным дорогам также способствуют образованию отложений – фильтр в любом случае не обеспечивает 100-процентной очистки воздуха. В ряде случаев быстрое образование нагара указывает на проблемы с маслоотделителем. При обслуживании дросселя в условиях сервиса мастер определит причину ускоренного загрязнения и даст рекомендации по ремонту двигателя.
Основные признаки загрязнения
При загрязнении дросселя возможны нестабильные обороты холостого хода, при попытке разгона двигатель плохо набирает обороты. Владельцы автомобилей с автоматическими коробками отмечают появление рывков при ускорении. Иногда при сильном загрязнении резкое нажатие на акселератор заглушает двигатель. Еще одним симптомом проблем с заслонкой является увеличенный расход топлива. Все перечисленные неисправности могут быть связаны не только с дросселем – перед проведением чистки рекомендуется выполнить компьютерную диагностику и убедиться в отсутствии ошибок по системе управления работой двигателя.
Место установки заслонки
Дроссель располагается на двигателе после воздушного фильтра. Доступ к заслонке может ограничиваться другими узлами силовой установки. В ряде случаев для чистки заслонки требуется демонтаж ряда деталей, работы лучше проводить в условиях сервиса – при самостоятельной разборке есть риск повреждения элементов. Сложнее всего добраться до дросселя на моторах с V-образной или оппозитной компоновкой. На рядных двигателях дроссель находится в зоне легкого доступа, для чистки достаточно демонтировать корпус фильтра и патрубок для подачи воздуха.
Общий алгоритм очистки дросселя
Если предполагается самостоятельная чистка заслонки, то нужно обеспечить свободный доступ к внутренней полости дросселя. Поскольку заслонка оснащена датчиками, то перед началом работ рекомендуется отсоединить аккумулятор от бортовой сети. Затем потребуется снять корпус фильтра и идущий от него патрубок к дросселю. Алгоритм доступа и перечень инструмента зависит от автомобиля. Дроссель снимают с двигателя и частично разбирают – отвинчивают регулятор холостого хода, под которым также скапливается грязь.
Для удаления рыхлого слоя используют механические способы – дроссель аккуратно протирают тряпкой, дополнительно счищая нагар щеткой и деревянными палочками. Прилагать усилия нельзя, поскольку можно повредить заслонку. Оставшуюся грязь удаляют при помощи специальных очистителей (можно использовать дешевый и доступный очиститель для карбюраторов), которыми пропитывают чистую тряпку, а затем аккуратно протирают заслонку и стенки воздушного канала в дроссельном модуле. Вместо тряпки можно использовать кисточку с жестким ворсом. Остатки чистящего средства и грязи удаляют сжатым воздухом и чистой тряпкой.
Чистка считается законченной, когда исчезает грязь в месте стыка заслонки с корпусом дросселя. После сборки дроссельную заслонку еще раз продувают воздухом и ставят на двигатель. Затем нужно подключить патрубок воздушного фильтра на место, подсоединить аккумулятор и проверить работоспособность двигателя.
Дроссельные заслонки с электронным приводом нужно адаптировать – в зависимости от модели двигателя процедура проводится автоматически или вручную.
Заключение
Процедура чистки дросселя на большинстве автомобильных двигателей достаточно проста. Но не следует промывать узел при появлении малейших проблем с двигателем. При чистке запрещено использовать жесткие щетки и прилагать усилия – при неаккуратном обращении можно сломать датчики и вывести дроссель из строя. Если у владельца нет навыков ремонта агрегатов автомобиля, то лучше обратиться в сервис – услуга чистки обходится достаточно дешево.