Разговоры о целесообразности использования
воздушных фильтров нулевого сопротивления (ВФ-0) продолжаются не одно десятилетие. Технические эксперты ломают копья в горячих спорах, отстаивая часто противоположные точки зрения. Производители техники предпочитают комплектовать серийные модели обычными фильтрующими элементами. Тюнинг-ателье предлагают своим клиентам услуги по установке нестандартного оборудования. Рядовые автовладельцы терзаются сомнениями, не в силах прийти к определённому решению. Изложенный ниже материал даст ответы на многие вопросы, беспокоящие автомобилистов.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
В чём разница
Воздушный фильтр защищает двигатель и компоненты системы впуска от содержащихся в воздухе частиц пыли и грязи. Тем самым он увеличивает ресурс силового агрегата. Однако ничего не бывает даром. Стандартные фильтрующие элементы обладают ограниченной пропускной способностью и ухудшают наполняемость цилиндров стехиометрической (иначе говоря, содержащей определённое количество воздуха, необходимое для полного сгорания топлива) горючей смесью. Это приводит к потере 5 – 7% мощности.
Проблему удаётся решить за счёт применения так называемых фильтров нулевого сопротивления с более высокой пропускной способностью. На самом деле сопротивляемость подобных устройств не нулевая. Она лишь стремится к нулю. Тем не менее наполняемость цилиндров, по крайней мере, в теории, улучшается, а потери мощности сокращаются. Чтобы понять, почему это происходит, следует ознакомиться с устройством нестандартных деталей.
Варианты исполнения
Как и в обычных комплектующих, в качестве материала, обеспечивающего очистку воздуха от грязи и пыли, используется фильтровальная бумага (картон), либо специальная ткань. Однако площадь фильтрующего элемента в несколько раз больше, а значит, выше и пропускная способность. Как видим, ничего сверхъестественного. Но есть нюансы.
Промышленность выпускает две разновидности
воздушных фильтров нулевого сопротивления:
- Сухие. По своей структуре они практически ничем не отличаются от стандартных изделий.
- Мокрые. Их обрабатывают специальной пропиткой.
В зависимости от конструкции, сопротивляемость воздуху у ВФ-0 составляет 0,5 – 2%. Как видите, показатели действительно близки к нулю. Тем не менее, ещё есть к чему стремиться.
Сухие фильтры – одноразовые. Рано или поздно у них заканчивается ресурс, и расходники приходится отправлять на свалку. Это не слишком рационально, поскольку стоимость качественного ВФ-0 довольно велика, а срок службы редко превышает 5 тыс. км. Более дорогие мокрые фильтрующие элементы эффективнее с экономической точки зрения. Их конструкция предусматривает возможность:
- Удаления загрязнений с помощью специальных чистящих средств.
- Многократного использования после обработки пропиткой, восстанавливающей эксплуатационные характеристики.
Какому варианту отдать предпочтение, автовладельцы должны решать самостоятельно.
Информация к размышлению
Естественно, возникает закономерный вопрос: почему производители не устанавливают такое оборудование штатно? Основных причин две:
- Значительные габариты воздушного фильтра нулевого сопротивления, затрудняющие его компоновку в подкапотном пространстве.
- Высокая стоимость изделий, увеличивающая затраты на покупку автомобиля и его обслуживание.
Проектировщики не считают критичной потерю 5 – 7% мощности двигателя, если это даёт возможность снизить себестоимость готовой продукции и сократить эксплуатационные расходы.
Одни автомобилисты считают, что установка ВФ-0 дала ощутимый эффект. Другие утверждают, что переоборудование не принесло желаемых результатов. Существует целый букет проблем, из-за которых наблюдается подобное расхождение во мнениях:
- Многие водители, хоть и мнящие себя великими гонщиками, в действительности используют потенциал двигателей не более чем на 70%. Они просто не в состоянии заметить разницу.
- Что бы там ни писали производители, универсальных фильтров, подходящих для установки на все модели автомобилей, не существует! При подборе ВФ-0 необходимо учитывать такие характеристики двигателя, как рабочий объём и максимальное количество оборотов. Очевидно, что потребности моторов объёмом 1.0 и 5.0 литра кардинально отличаются.
- После установки фильтрующего элемента изменённой конструкции необходимо вносить изменения в настройки программного обеспечения ЭБУ. Если этого не сделать, то электроника, ориентируясь на изменившиеся показания датчика массового расхода воздуха, станет пытаться привести параметры к стандартным показателям и душить двигатель.
- Наконец, критически важно найти правильное место для расположения фильтра нулевого сопротивления. Его категорически нельзя размещать там, где скапливается горячий, обладающий пониженной плотностью воздух. Повысить мощность ДВС можно, подавая в цилиндры холодную горючую смесь.
Из-за солидных габаритов ВФ-0 соблюсти последнее условие, не внося дополнительных изменений в конструкцию автомобиля, удаётся далеко не всегда. Исходя из всего вышесказанного, следует тщательно взвесить все за и против, прежде чем принимать окончательное решение.