Методы устранения сколов и царапин на лакокрасочном покрытии

Методы устранения сколов и царапин на лакокрасочном покрытии

Повреждение лакокрасочного покрытия авто является нормой. Дефекты остаются от ударов камнями или ветками, от сумок пешеходов, задевающих стоящую на парковке машину. Сколы и царапины портят внешний облик автомобиля и иногда становятся очагами коррозии.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Кузов автомобиля проходит несколько этапов подготовки перед окраской. На металл наносят слой грунта, который затем заливают краской и прозрачным лаком. Сильные удары камнями сбивают не только краску, но и грунт. В результате образуется участок голого металла, но интенсивность коррозии зависит от качества материала и места расположения дефекта. Оцинкованный стальной лист слабо подвержен коррозии, но на колесных арках или порогах из-за воздействия реагентов вероятность появления ржавчины увеличивается.
Царапины на поверхностном слое краски образуются даже при неаккуратной мойке. Мелкие песчинки на тряпке повреждают лак, дефекты особенно заметны на темной краске. Покрытие теряет блеск, но царапины не могут стать очагами коррозии. Существует несколько способов устранения дефектов на лакокрасочном покрытии, отличающихся трудоемкостью и рассчитанных на удаление различных по размерам повреждений.
Проще всего восстанавливаются краски темных тонов без специальных добавок. Сколы на светлой краске убрать сложнее. Наиболее трудоемок ремонт дефектов на автомобилях, окрашенных эмалями со специальными визуальными эффектами или серебристыми красками. Детали кузова таких цветов лучше окрашивать целиком в условиях малярной мастерской.

Проверка состояния

Для определения количества и глубины дефектов на лакокрасочном покрытии требуется вымыть машину. Осмотр лучше всего проводить при хорошем естественном освещении, используя для подсветки светодиодный фонарь. Мелкие царапины не ощущаются подушечками пальцев, но видны в направленном сбоку световом потоке. Для лучшего осмотра следует менять угол зрения и освещения поверхностей фонарем.
Иногда царапина воспринимается слишком глубокой, заходящей в слой эмали. Для проверки нужно нанести на покрытие воду и попытаться различить дефект через каплю. Если царапина просматривается, то повреждение действительно затрагивает слой краски. Если дефект различить через воду не удается, то нарушен только слой лака. Дополнительно можно проверить глубину царапины ногтем, большие дефекты чувствуются легко.
Сколы до металла или грунта чаще всего образуются на передней части автомобиля и фронтальном торце крыши. На боковинах кузова сколы редкость, за исключением кромок дверей. Сколы имеют хорошо различимые границы и хорошо прощупываются подушечками пальцев. Цвет грунта определяет видимость дефектов – при использовании светлых праймеров сколотые участки выделяются лучше. Если дефект дошел до металла, то поверхность будет иметь темный цвет.

Полировка

Мелкие царапины на краске устраняют при помощи полировки. Работы можно выполнить своими силами, но целесообразнее посетить специализированный сервис. Помимо полировки эмали в мастерской восстановят внешний вид хромированных и резиновых элементов, а также очистят стекла. После окончания работ автомобиль выглядит практически как новый, другое дело, что поддерживать такой облик достаточно затратно. Абразивная полировка снимает часть слоя лака, поэтому количество восстановительных процедур ограничено.
Восстановительная полировка в условиях сервиса проводится с помощью специальных машинок и кругов с разной зернистостью. Перед полировкой кузов тщательно моют, небольшие песчинки на лакокрасочном покрытии дадут обратный эффект – вместо устранения царапин появятся новые дефекты. Пластиковые, хромированные или прозрачные детали перед полировкой закрывают малярным скотчем.

Подкраска своими силами

Для устранения сколов эмали на кузове автомобиля используют подкрасочные карандаши на восковой основе. Перед ремонтом кузов традиционно моют, работы выполняют при температуре воздуха не менее +15°С. Материал карандаша имеет вязкую консистенцию и хорошо заполняет скол. Для заглаживания зоны ремонта используют мягкую салфетку, излишки материала легко стираются с лакокрасочного покрытия. Но после высыхания воск становится твердым, заливка лаком не требуется. Прочность материала уступает завоской краске и лаку, но простота нанесения позволяет быстро убрать мелкие дефекты с капота и крыльев.
Для качественной заделки дефектов лучше применять специальные наборы, включающие в себя баночки с грунтом, базовой краской и прозрачным лаком. Комплект содержит все материалы, которые используются для окраски кузова в условиях завода или ремонтной мастерской. Но качество восстановления не идеально – закрашенные сколы будут видны под определенным углом зрения. Но свою функцию набор выполняет – лакокрасочное покрытие защищает металл от коррозии и имеет достаточно аккуратный вид.
Общий алгоритм восстановления:
  1. Дождаться теплой погоды или поставить автомобиль в отапливаемый гараж, для ремонта требуется температура не ниже +15°С.
  2. Промыть поверхность вокруг скола водой, а затем обезжирить спиртом или жидкостью, нейтральной к лакокрасочному покрытию.
  3. Подготовить грунт – тщательно размешать пузырек, внутри которого имеется шарик.
  4. Нанести каплю грунта на скол зубочисткой или тонкой кистью, количество праймера должно быть минимальным, но достаточным для заливки всего дефекта без перехода на целое лакокрасочное покрытие.
  5. Выждать несколько часов для застывания грунта и удалить излишки пластиковым скребком, стараясь не повредить заводскую эмаль и лак вокруг скола. Некоторые мастера разглаживают застывший грунт ватными дисками, смоченными спиртом и надетыми на пластиковую карточку.
  6. Нанести на грунт предварительно размешанный в пузырьке слой базовой краски. Для нанесения используют кисть или зубочистку. Количество эмали должно быть достаточным для формирования на месте скола выпуклости.
  7. Дождаться полимеризации краски, занимающей около 20-30 минут. При застывании эмаль дает усадку и выравнивается в один уровень со слоем основного лакокрасочного покрытия.
  8. Через 2-3 дня нанести на эмаль слой финишного лака, используя распушенную зубочистку. Доза лака должна быть минимальной, при застывании материал практически не дает усадки. Если будет нанесено много лака, то на поверхности кузова останется выпуклость, которая сильно портит внешний облик автомобиля.

Описанный алгоритм позволяет маскировать достаточно крупные дефекты краски. После нескольких моек отремонтированный участок становится практически неразличимым на основном фоне лакокрасочного покрытия. Но если на кузове машины достаточно много сколов, то такой способ ремонта трудоемок. Да и конечный результат будет далек от идеала. Несколько улучшить качество ремонта можно полировкой, но при отсутствии опыта можно протереть слой заводского лака. В итоге восстановленные участки станут более заметными.


Сколы до металла

Сложнее всего устранить дефект, затрагивающий все слои лакокрасочного покрытия. Если на металле появилась коррозия, то наносить грунт или другие материалы не смысла. Рыхлые окислы «поднимут» покрытие, и ремонтная краска отвалится, а в ряде случаев – ускорит процессы за счет накопления воды и соли под вздутым слоем. Зачистить скол от следов ржавчины без расширения зоны ремонтной окраски практически невозможно. Преобразователи ржавчины не являются панацеей – качественно восстановить сколы до металла можно только повторной окраской детали с предварительной зачисткой дефектов.
Можно самостоятельно закрасить часть кузова с помощью аэрографа или баллончика с краской, но отремонтированный участок будет виден на фоне остального покрытия. Помимо сложностей с подбором цвета краски неизбежны затруднения из-за усадки эмали. Дефектный участок следует расширить абразивными материалами, добиваясь плавного перехода от верхнего слоя лака к нижней части скола. Ступенчатый перепад залить не получится, после затвердевания на эмали будет явно различим контур скола. При чрезмерной подаче краски или лака появляются потеки, что не лучшим образом сказывается на облике автомобиля.

Перекраска

Большое количество дефектов можно удалить только одним способом – полной перекраской детали с подбором цвета эмали. Работы рекомендуется выполнять в профессиональном сервисе, опытный маляр сможет нанести краску тонким слоем, соответствующим по толщине и внешнему виду заводскому покрытию. Подбор краски осложняется на машинах старше 5-7 лет из-за сильного выгорания заводской эмали. Кроме того, в РФ наблюдается дефицит материалов от ряда европейских поставщиков. Расходные материалы от брендов из Юго-Восточной Азии не всегда обеспечивают попадание в цвет. Например, базовый слой эмали может несколько менять тон при нанесении лака. 

Заключение

Дефекты на лакокрасочном покрытии образуются даже при самой аккуратной эксплуатации автомобиля. Ни одна машина не застрахована от попаданий мелкими камнями, которые всегда есть на дороге. Если владельца очень заботит внешний облик машины, то рекомендуется нанести на переднюю часть кузова слой защитной пленки. Непрерывная борьба с царапинами и сколами требует затрат времени и средств, но практически бессмысленна. К автомобилю нужно относиться как к средству передвижения, которое стареет и требует замены. В противном случае машину следует поставить в гараж и любоваться, аккуратно смахивая пылинки с кузова.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?