Перевод двигателя на газ позволяет снизить расходы на топливо при больших ежегодных пробегах. В России установка газобаллонного оборудования регламентируется рядом нормативных актов, отклонение от требований которых является нарушением.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
Перевод двигателя на газ не означает устранение аппаратуры для подачи жидкого топлива. Баллон для газа устанавливают в багажном отделении легкового автомобиля, а также на лонжероне или внутри рамы грузовика. Существует несколько типов оборудования, отличающихся конструкцией и рассчитанных на двигатели разного года выпуска.
Наиболее современные серии ГБО оснащены форсунками для подачи газа в коллектор, позволяя минимизировать расход топлива и сохранить исходные мощностные характеристики двигателя. Последние генерации ГБО подходят даже для двигателей с прямым впрыском в цилиндры, хотя и требуют одновременной подачи бензина, что не лучшим образом сказывается на затратах на топливо.
Конструкция
Существует две основных разновидности ГБО:
- Сжиженная смесь пропана и бутана. Наиболее распространенный тип в силу сохранения запаса хода и малой потери мощности. Для хранения газа используют цилиндрический баллон в багажнике или тороидальный резервуар в нише запасного колеса.
- Сжатый метан. В эпоху СССР часто ставился на грузовики, в настоящее время встречается достаточно редко. Оборудование отличается повышенной ценой, инфраструктура заправочных станций развита слабо. Из-за сжатия запас топлива на борту автомобиля невелик, что не лучшим образом сказывается на запасе хода. Для хранения газа необходима установка нескольких баллонов или большого резервуара, что создает сложности в багажнике автомобиля (уменьшается полезный объем).
Конструктивно оборудование для пропан-бутановой смеси состоит из баллона, магистралей подачи газа к двигателю и аппаратуры управления. Для преобразования газа из жидкой фазы и снижения давления используется редуктор. От настроек и правильности работы редуктора зависит стабильность работы и характеристики двигателя. Пуск силового агрегата осуществляется на бензине, затем двигатель автоматически или вручную переключается на газ. На ГБО для моторов с прямым впрыском классический редуктор отсутствует, газ впрыскивается в цилиндры в жидком состоянии.
Основным критерием, определяющим поколение ГБО, является год выпуска автомобиля. На машины выпуска до 2000-2005 гг. можно устанавливать аппаратуру попроще. Впоследствии системы питания усложнились, и двигатели требуют оборудования не моложе 4 поколения. Встретить на рынке ГБО ранних версий с механическим управлением практически невозможно, разве что если оборудование снято со старого автомобиля.
На рынке периодически встречаются машины с заводским ГБО, причем такие модификации выпускал и продолжает собирать завод ВАЗ.
Целесообразность
Использование ГБО оправдано при достаточно больших ежегодных пробегах – не менее 20 тыс. км. Газ стоит примерно в 1,8-2 раза дешевле бензина сорта А-95, несмотря на повышенный на 10-20% расход, оборудование дает неплохую экономию. Даже при соблюдении условий ГБО окупится через 2-3 года, а при использовании оборудования последних поколений срок окупаемости доходит до 5-6 лет при годовых пробегах в пределах 25-30 тыс. км.
Нормативные акты
Процедура установки, эксплуатации и обслуживания ГБО регламентируется Техническим регламентом Таможенного союза, вступившим в силу с начала 2015 г. и оценивающим безопасность колесных транспортных средств. По этому документу установка ГБО считается изменением конструкции автомобиля, по этой причине необходима сертификация оборудования и последующая регистрация. При самовольной установке водитель рискует получить штраф и предписание снять ГБО. Нужно сразу оговориться – на дорогах РФ передвигается немало машин с ГБО без регистрации. Инспектор легко его обнаружит при детальном осмотре автомобиля.
Процедура регистрации
Если предполагается установить ГБО, то владельцу автомобиля необходимо:
- Найти организацию, имеющую сертификат на право осмотра и выдачи заключений о возможности или запрете установки газового оборудования на автомобиле. Перечень организаций имеется на сайте Национальной системы аккредитации, к заявлению нужно приложить копии ряда документов на автомобиль и владельца, перечень указывается в приложении к заявлению. Также нужно сразу определиться с моделью ГБО, при выдаче заключения эксперт оценивает совместимость оборудования и автомобиля. Срок оформления предварительного заключения составляет несколько рабочих дней.
- Получить разрешение в местном отделении ГАИ на право переоборудования. Разрешение выдается на основании заявления, форма которого имеется в отделениях ГАИ. Записаться можно напрямую в местном МРЭО или через заявку на сайте Государственных услуг.
- Приобрести оборудование и установить его в сервисном центре с выдачей справки, необходимой для дальнейших регистрационных действий. Самостоятельный монтаж ГБО невозможен из-за необходимости оформления справки. Также сервис выдает декларацию о выполненных работах с указанием нового значения снаряженной массы, заключение о проведении технического испытания ГБО и график обслуживания.
- Пройти технический осмотр и получить диагностическую карту, в которой будет указано наличие газового оборудования на автомобиле. В теории, машина не может эксплуатироваться до момента узаконивания переоборудования и на пункт осмотра нужно передвигаться на эвакуаторе, хотя подавляющее большинство владельцев едет на осмотр своим ходом.
- Обратиться в ГАИ и внести изменения в регистрационные документы. С момента установки до регистрации не должно пройти более 10 дней. Изменение СТС требует уплаты пошлины.
Санкции за отсутствие разрешения
По состоянию на 2025 г. при первичном обнаружении незарегистрированного ГБО инспектор выписывает штраф в размере 500 руб. по статье, предусматривающей наказание за управление автомобилем с неисправностями, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещена. Если владелец не зарегистрировал оборудование и попадается второй раз, то штраф увеличивается в 10 раз, а водитель одновременно рискует лишиться прав на 1-3 месяца. В отдельных случаях сотрудники ГАИ могут приостановить регистрацию и изъять СТС. Вернуть документ можно после снятия ГБО или его легализации.
Заключение
Установка ГБО является переоборудованием автомобиля и может осуществляться только с соблюдением ряда процедур. При отсутствии разрешения первичный штраф составит 500 руб., затем сумма доходит до 5000 руб., а владелец рискует расстаться с правами на срок до 3 месяцев.