Понятие компьютерной диагностики стало широко использоваться в конце 80-х гг. прошлого века в связи с распространением систем впрыска с электронным управлением. Процедура диагностики позволяет считать ошибки или увидеть графики сигналов от разных датчиков, позволяя точно определить причину некорректной работы двигателя и прочего электронного оборудования на борту автомобиля.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!
Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий
Подписаться
С 50-х гг. прошлого столетия наметилась тенденция к борьбе с токсичностью отработавших газов, которая на протяжении нескольких десятилетий носила поверхностный характер. Диагностика заключалась в использовании газоанализатора для определения концентрации угарного газа и углеводородов в выхлопе. По результатам проверки проводилась настройка карбюратора или механических систем впрыска. Появление каталитического нейтрализатора и электронных систем впрыска позволило сделать корректировку подачи топлива автоматической в зависимости от сигналов от датчика кислорода. Одновременно на борту автомобиля появилось много блоков управления и датчиков, для проверки работоспособности требовалась диагностика.
Рабочие протоколы систем диагностики появились в 80-х гг. – одной из первых стала компания GM, предложившая разъем формата ALDL. Стандарт не получил развития и уже в самом начале 90-х гг. департамент California Air Resources Board ввел требование по оснащению автомобилей для рынка США разъемом с диагностической системой стандарта OBD-I. Стандарт соответствовал требованиям времени, но дальнейшее развитие электроники на автомобилях привело к необходимости модернизации.
Диагностическая система с разъемом OBD-II появилась в 1996 г. и широко используется по сегодняшний день. Развитие систем диагностики в Европе и Японии шло параллельно, что привело к появлению в начале XXI века систем EOBD и JOBD соответственно.
Подключение
Основным мотивом разработки OBD-I и II было стремление создать возможность для быстрой проверки электроники автомобиля и соответствия систем экологическим нормам. Разъем чаще всего устанавливается в салоне в области рулевой колонки, хотя есть и исключения. На части автомобилей имеется дополнительная колодка под капотом (подобная конструкция встречается на машинах японских или южнокорейских брендов), на части моделей Renault колодка находится под крышкой на центральной консоли между передними сиденьями. На автомобилях образца 90-х годов, выпушенных в Европе, разъем чаще всего находится под капотом. В зависимости от даты производства и модели формат штекера может быть разным, поэтому профессиональные сканеры комплектуются переходниками.
На большинстве автомобилей выпуска после 2000-05 гг. используется унифицированный 16-контактный разъем Diagnostic Link Connector, хотя могут быть различия по протоколам в зависимости от марки и года выпуска машины. Контакты скомпонованы в два ряда по 8 штук, ряд автомобильных производителей предусматривает проведение диагностики путем замыкания двух контактов проволокой. После включения зажигания контрольная лампа Check Engine начинает мигать, код ошибки определяют по количеству и продолжительности вспышек. Примерно с 2008-10 гг. подобная операция невозможна, считать коды ошибок можно только при помощи сканера.
Процедура
В бытовых условиях для диагностики используют компактный прибор, работающий совместно с ноутбуком или смартфоном с установленной программой. Диагностика позволят только прочитать и удалить ошибки, досконально проверить электронику можно только профессиональным сканером.
Общий алгоритм профессиональной диагностики:
- Получение информации от владельца об имеющихся проблемах. Ошибка может проявляться в определенных условиях – в момент холодного старта, резкого разгона и т.д. Основным признаком ошибок является включение лампы Check Engine, параллельно может гореть лампа системы с проблемой (например, индикатор подушек безопасности или значок системы ABS).
- Подключение сканера и чтение ошибок – в ряде случаев требуется подключение дополнительного питания к электрической системе автомобиля. При наличии ошибок совершенно не обязательно включение контрольной лампы Check Engine.
- Анализ ошибок, которые могут появляться при определенной ситуации. Ошибки могут записываться при скачке напряжения из-за пуска двигателя от батареи другой машины, проблем с датчиками и т.д. Для анализа иногда требуется начать движение или имитировать работу электронного узла. В случае появления сомнений требуется проверка датчиков – замер сопротивления или снятие графика работы при помощи осциллографа.
Компьютерная диагностика позволяет принудительно запустить оборудование для проверки. Пример – пуск через сканер электродвигателя вентилятора позволяет определить его исправность. В другой ситуации можно корректно выставить заслонки системы микроклимата, которые в процессе эксплуатации могут работать асинхронно, что не лучшим образом сказывается на распределении воздушных потоков.
В ходе диагностики можно получить дополнительные сведения – информацию о VIN и дате выпуска автомобиля, значениях пробега. В ряде случаев пробег пишется в несколько блоков и удалить либо скорректировать данные невозможно. Есть и другой вариант – ошибки пишутся с указанием текущего пробега, если при перепрограммировании щитка приборов их не удалили или не смогли стереть, то можно сразу получить данные об истинном пробеге.
Заключение
Бытовая диагностика позволяет только считать и стереть коды ошибок. Профессиональное оборудование получает дополнительную информацию, позволяет принудительно запустить электрические системы для проверки. Грамотную и полноценную диагностику можно провести только в условиях сервиса с привлечением специалиста, понимающего взаимосвязь между компонентами электроники автомобиля.