Сколько масла в двигателе автомобиля?

Сколько масла в двигателе автомобиля?

На первый взгляд вопрос, сколько масла в двигателе автомобиля, иногда задаваемый начинающими автолюбителями, выглядит довольно наивно. Ведь необходимая информация, содержащая данные о необходимом количестве смазочных материалов, есть в инструкции по эксплуатации. Тем не менее одним автовладельцам приходится сталкиваться с ситуациями, когда в достоверности указанных цифр возникает сомнение, а другие просто хотят понять, почему для работы конкретной модели ДВС требуется определённый объём смазки. И когда начинают углубляться в тему, выясняется, что не всё так просто. 
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Мотор – дело тонкое

Чтобы разобраться в тонкостях, необходимо знать, как устроена система смазки автомобильного двигателя. Она бывает двух типов:
  1. С мокрым картером.
  2. С сухим картером.
Моторы с мокрым картером получили большее распространение. Это связано с тем, что их устройство проще. При использовании такого конструктивного решения масло находится в напоминающем ванну поддоне, откуда поступает к смазываемым деталям методом разбрызгивания или под давлением, создаваемым специальным насосом.
Однако у подобной схемы есть недостаток. При сильных кренах и значительных ускорениях, обладающая антифрикционными свойствами рабочая жидкость скапливается в одной зоне и перестаёт поступать в маслоприёмник насоса. В результате давление падает, а лишённые смазки детали получают повреждения, из-за которых двигатель выходит из строя. Это недопустимо. Среди возможных способов борьбы с проблемой:
  • увеличение объёма картера;
  • разделение внутреннего пространства поддона с помощью перегородок;
  • установка нескольких масляных насосов.
На моторах с сухим картером масло находится в отдельно установленной ёмкости, внутри которой размещён насос. Оттуда, по трубопроводам, оно поступает в каналы системы смазки. Этому варианту, как правило, отдают предпочтение разработчики спортивных моделей с высокими динамическими характеристиками. Очевидно, что от того, какой вариант системы смазки используется в конструкции автомобиля, зависит и то, сколько масла в двигателе. Но есть и другие факторы, влияющие на этот параметр.

Теоретическая сторона вопроса

Моторы бывают короткоходными и длинноходными. У первых диаметр цилиндра больше хода поршня, у вторых — меньше хода поршня. При одинаковом рабочем объёме радиус, описываемый шатунными шейками коленчатого вала, а значит и объём картера, больше у длинноходных ДВС. Вот и получается, что для проведения обслуживания одного двухлитрового мотора требуется 6 литров смазки, а для другого, тоже двухлитрового, но отличающегося устройством мотора, хватает одной канистры объёмом 4 литра.

Но и этим дело не ограничивается. Мало кто из рядовых автолюбителей об этом знает, но среди инженеров технологичность двигателя оценивается по общей длине каналов системы смазки. Эти каналы сродни кровеносной системе, по которой масло поступает к подшипникам, шатунным и коренным вкладышам, компонентам цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма. Часть из них создаётся при отливке заготовок, часть – с помощью проделывания отверстий в теле деталей. Чем протяжённее каналы, тем значительнее затраты на изготовление ДВС и больше объём моторного масла, прокачиваемого по системе смазки. Разницу можно увидеть наглядно, взяв для сравнения два близких по основным характеристикам двигателя:

  • Toyota 3ZR-FE, устанавливавшийся на такие популярные модели, как Avensis, Corolla и RAV4.
  • Suzuki J20A, которым комплектовались некоторые модификации Grand Vitara и SX4.

Это довольно распространённые силовые агрегаты, не имеющие турбонаддува.

  • МодельToyota 3ZR-FESuzuki J20A
    Рабочий объём, куб. см19861995
    Диаметр цилиндра, мм97,690
    Ход поршня, мм80,584
    Количество цилиндров44
    Мощность, л. с.142 – 158140 – 150
    Объём системы смазки, л4,24,7
    На этом различия не заканчиваются. На то, сколько масла в двигателе, оказывают влияние:
    • компоновка автомобиля;
    • наличие (либо отсутствие) турбонаддува;
    • условия эксплуатации;
    • компоновка мотора;
    • наличие (либо отсутствие) маслорадиатора или маслообменника;
    • использование гидрокомпенсаторов в системе ГРМ.

    О каждом из этих моментов имеет смысл поговорить подробнее.

    Компоновка автомобиля

    На машинах классической компоновки с продольным расположением силового агрегата и на переднеприводных моделях с поперечным расположением ДВС, картеры отличаются формой, а значит, имеют разный объём. Изменения связаны с особенностями конструкции не только трансмиссии, но и передней подвески. При использовании амортизационных стоек типа МакФерсон и рулевой рейки удаётся освободить дополнительный объём в мотоотсеке. Многорычажная подвеска и редуктор типа червяк – ролик, требующий установки рулевой трапеции, сокращают свободное пространство. 

    Турбонаддув

    Для работы турбины, нагнетающей воздух в цилиндры, требуется дополнительное количество смазки. Из-за неблагоприятных температурных условий, в которых находятся подшипники нагнетателя, быстрее снижается ресурс масла, а значит, сокращаются интервалы его замены. Исправить ситуацию удаётся за счёт дополнительного количества смазочных материалов, заливаемых в двигатель.
    Как определить износ шин Как определить износ шин

    Условия эксплуатации

    Разработчики, создающие технику для тяжёлых условий эксплуатации, такую как внедорожники, седельные тягачи или карьерные самосвалы — сознательно идут на увеличение объёма картера и количества заливаемого в него масла. Это даёт возможность:
    • увеличить интервалы межпробегового обслуживания;
    • повысить эффективность системы смазки;
    • снизить нагрузку на некоторые узлы и агрегаты;
    • улучшить температурный режим ДВС.
    К примеру, на БелАЗ 75710 грузоподъёмностью 450 тонн установлено два дизеля MTU DD 16V4000. Это V-образные шестнадцатицилиндровые силовые агрегаты объёмом 65 литров и мощностью 2300 л. с. Для работы каждого из этих гигантов требуется 225 литров моторного масла.

    Компоновка мотора

    Отличаются и заправочные объёмы систем смазки близких по объёму рядных и V-образных моторов с одинаковым количеством цилиндров. Это можно понять при сравнении характеристик двигателей M103 и M272, разработанных немецким концерном Mercedes-Benz. 
    МодельM103 E30М272 Е30
    Рабочий объём, куб. см29622996
    Диаметр цилиндра, мм88.588
    Ход поршня, мм80.282.1
    Количество цилиндровR6V6
    Мощность, л. с.180 – 190231
    Объём системы смазки, л6,58,0
    Оппозитные движки нередко получают исполнение с сухим картером. Объём заливаемого в них масла зависит от объёмов масляного бака.

    Маслорадиатор и маслообменник

    Перегрев – страшный враг любых ДВС, с которым система охлаждения справляется далеко не всегда. С учётом этого, многие модели автомобилей оснащаются устройствами для отвода излишков тепла – маслорадиаторами и маслообменниками. Это позволяет решить проблему перегрева, но приводит к увеличению количества смазки. На двигателях одной и той же модели с дополнительным оснащением и без него, разница может оказаться весьма существенной. 

    Гидрокомпенсаторы

    Возможность избавиться от необходимости регулярно регулировать зазоры клапанов – дело благое. Но позволяющие сделать это устройства, именуемые гидротолкателями или гидрокомпенсаторами, работают лишь тогда, когда к ним исправно подаётся масло. А это значит, что в теле головки блока цилиндров приходится размещать дополнительные каналы, по которым циркулируют смазочные материалы. Как следствие, увеличивается объём системы смазки.

    Практическая сторона вопроса

    От теории перейдём к практике. Для специалистов, занимающихся техническим обслуживанием автомобилей, или автовладельцев, решивших выполнить необходимую работу самостоятельно, знание того, сколько масла в двигателе автомобиля — жизненно важная информация. Недольёшь, и возникнет масляное голодание, приводящее к выходу и строя дорогостоящих деталей. Перельёшь – смазка попадёт в цилиндры, что приведёт к образованию нагара на свечах, клапанах и стенках камер сгорания. А может и того хуже, выдавит уплотнения и сальники. И даже располагая точными данными, можно столкнуться с рядом неприятных проблем.
    В частности, иногда отработка стекает из картера не полностью, в количестве, значительно меньшем, чем указано в техническом регламенте. Это может происходить из-за двух вещей:
    • скопления большого количества нагара и иных отложений на внутренних поверхностях ДВС;
    • засорения каналов системы смазки либо вентиляции картера.

    В любом случае это серьёзные неисправности, требующие немедленного устранения.

    Грязевые отложения могут возникать на стенках поддона картера, коленчатом и газораспределительном валах, деталях шатунно-поршневой группы. Среди вероятных причин их появления:

    • использование смазочных материалов, характеристики которых не соответствуют техническим требованиям;
    • превышение интервалов обслуживания, указанных в инструкции по эксплуатации;
    • засорение систем вентиляции картера или рециркуляции отработавших газов;
    • применение некачественного топлива;
    • износ деталей шатунно-поршневой группы и, как следствие, прорыв отработавших газов в картер.

    Интервалы обслуживания следует соблюдать. Некачественные смазочные материалы можно заменить, а отложения удалить, промыв двигатель. Но во всех остальных случаях необходим ремонт.

    Правильный подход

    Если вы не являетесь специалистом в сфере обслуживания и эксплуатации автотранспорта, то, с учётом всего вышесказанного, замену моторного масла не стоит производить самостоятельно. Лучше доверить ответственное дело профессионалам, знакомым с особенностями конструкции конкретных моделей автомобилей.

    Работники сервисного центра произведут обслуживание, точно следуя требованиям технического регламента. Обнаружив неисправность, они смогут предложить оптимальные пути устранения поломки, избавив вас тем самым от многих ненужных проблем. 

    Заключение

    Ниже размещена сводная таблица, в которой указаны объёмы системы смазки и рекомендованные, с учётом российских условий эксплуатации, интервалы обслуживания для некоторых популярных в нашей стране модификаций силовых агрегатов. Думается, эта информация не будет лишней.
    Подписка успешно добавлена
    Удалить статью?