Проблемы с выхлопной системой – симптомы, диагностика и ремонт

Проблемы с выхлопной системой – симптомы, диагностика и ремонт

Система выпуска отработавших газов имеет ограниченный ресурс. Вибрации, агрессивные вещества и конденсат активно разрушают детали, несмотря на использование специальных материалов. Владелец автомобиля может самостоятельно обнаружить и устранить проблемы, но качественный ремонт возможен только в условиях сервиса.
Самые свежие новости в нашем Телеграме!

Подпишитесь, чтобы всегда быть в курсе событий

Подписаться

Общие сведения

Типовая выхлопная система состоит из нескольких компонентов:
  • выпускного коллектора с каталитическим нейтрализатором – возможна установка дополнительных элементов для снижения токсичности отработавших газов;
  • гофрированной секции;
  • резонатора;
  • основного глушителя;
  • соединительных труб.
Как определить износ шин Как определить износ шин
Количество элементов и способ соединения секций выхлопной системы зависит от марки и модели автомобиля. Например, азиатские производители предпочитают выполнять стыки на фланцах с прокладкой. Для VAG характерно применение зажимной муфты, надежно защищающей соединение от прорыва газов. В процессе эксплуатации автомобиля возможно повреждение любого элемента выхлопной системы, что приводит к различным последствиям.
Основные причины появления дефектов:
  • механические – возникают из-за ударов выхлопной системой о дорогу или ненормативных нагрузок при эксплуатации;
  • химические или коррозионные – являются следствием воздействия конденсата и компонентов выхлопных газов;
  • термические – возникают из-за длительного воздействия нагретых отработавших газов.

Как правило, детали выхлопной системы выходят из строя из-за воздействия нескольких факторов. Например, гофрированная часть подвергается вибрационным нагрузкам и перепадам температуры. Но при чрезмерной подвижности силового агрегата из-за износа опор гофра воспринимает дополнительные растягивающие нагрузки. В случае контакта выхлопной системой о землю секция компенсирует смещение деталей. Компоненты выхлопной системы можно отнести к расходным материалам с увеличенным сроком службы, но требующим периодической замены. 

Поломки системы нейтрализации

Чаще всего из строя выходят датчики кислорода – блок управления переводит двигатель в режим аварийной работы, а в щитке приборов включается контрольная лампа Check Engine. Проблема легко обнаруживается при компьютерной диагностике. Отказ датчика приводит к увеличению расхода топлива, проблемам при запуске и прогреве. Если владелец не хочет менять датчик, то можно перейти на прошивку под ранние стандарты Евро, не учитывающую обратную связь – но в этом случае увеличивается токсичность отработавших газов.

Каталитический нейтрализатор состоит из керамической сотовой секции, покрытой специальным сплавом и установленной внутри металлического корпуса. Рано или поздно нейтрализатор выходит из строя – керамика оплавляется или начинает крошиться. Во всех случаях увеличивается сопротивление потоку отработавших газов, что сказывается на расходе топлива и легкости запуска. Водитель также обратит внимание на ухудшение динамики автомобиля, возможно включение лампы Check Engine. Нейтрализатор можно заменить на пламегаситель, но параллельно требуется перепрограммирование блока управления двигателем.

Коллектор

Наиболее распространенной проблемой является появление трещин на коллекторе из-за перепадов температуры и вибраций. Помимо снижения мощности водитель обратит внимание на повышенный шум при работе двигателя, появление в моторном отсеке и салоне запаха отработавших газов. При работе двигателя через трещины происходит подсос воздуха, который не учитывается электроникой и обедняет смесь. Проблема фиксируется датчиками кислорода и блок управления начинает подавать дополнительное топливо, что приводит к падению динамики и ухудшению запуска, а впоследствии – к перегреву и разрушению нейтрализатора.
Для поиска дефектов чаще всего используют дымогенератор – дым укажет на места появления трещин. Ремонт коллектора затруднителен, особенно при наличии интегрированного каталитического нейтрализатора. Поврежденный коллектор лучше заменить, но новые детали чаще всего обойдутся недешево, а оригинальные запчасти с разборки могут иметь скрытые дефекты. Существует еще один вариант ремонта – изготовление нового коллектора из стальных труб, но подобная конструкция обойдется дорого.

Гофра

Гофрированная секция имеет многослойную конструкцию, но из-за вибраций и воздействия высокой температуры и агрессивных веществ постепенно выходит из строя. Прогоревшую гофрированную секцию выдает громкий звук при работе двигателя, который по мере прогрева может быть тише. Также в салон попадают выхлопные газы, но вероятность проникновения зависит от конструкции автомобиля. Иногда после прогрева трещины в гофре закрываются из-за термического расширения материала, и запах исчезает. На прогоревшей гофре обычно видны следы прорыва отработавших газов.
Восстановить гофрированную секцию невозможно – на рынке запасных частей можно найти детали как оригинального производства, так и выпущенные сторонними компаниями. Новую гофру нужно вварить в выпускную систему, в ряде случаев секция ставится на фланцах. Во втором случае требуется замена прокладок и крепежных элементов. Для сварки придется снимать часть или всю выпускную систему.
Внимание! Срок службы гофры во многом зависит от квалификации сварщика.

Прокладки

В ряде случаев в выхлопной системе пробивает прокладки между секциями. Помимо громкого звука при работе двигателей возможно попадание выхлопных газов в салон. Для ремонта придется отвернуть болты фланцев – старую прокладку можно попытаться выпрямить и использовать повторно. Куда надежнее установить новую прокладку и заменить болты. Стяжной хомут намного надежнее – случаи прогара не зафиксированы, деталь не соскакивает с места установки даже при контактах выхлопной системы о поверхность дороги.

Резонатор

Внутри резонатора установлены перегородки, меняющие направление потока газов. В случае поломки появляется дребезжащий звук, увеличивается громкость выхлопа. Резонаторы на большей части современных автомобилей изготовлены из стали с антикоррозионным покрытием и имеют ресурс свыше 10 лет. В случае поломки ремонтировать резонатор нет смысла, проще купить новую секцию выхлопной системы.

Глушитель

Ресурс глушителя зависит от качества материалов и условий эксплуатации. Использование стали с антикоррозионным покрытием позволило довести ресурс глушителя до 8-10 лет и более при постоянном хранении автомобиля под открытым небом. В случае прогара появляется громкий звук при работе двигателя, в случае обрыва креплений глушитель может дребезжать и задевать за детали кузова или подвески.

Заключение

Большинство проблем с выхлопной системой можно обнаружить заранее при проведении регулярного технического обслуживания. Ремонт лучше проводить в условиях сервиса, в гараже не всегда удается быстро отвернуть закисшие гайки и правильно выставить компоненты выхлопной системы перед обратной сборкой. Восстанавливать детали системы выпуска отработавших газов не целесообразно – длительный срок службы после ремонта обеспечат только новые детали.
Подписка успешно добавлена
Удалить статью?